"Летучая мышь" (Die Fledermaus на немецком) - произведение отца венской оперетты, австрийского композитора Иоганна Штрауса, премьера которой состоялась в апреле 1874 года. Спустя 136 лет этот бурлящий радостью жизни опереточный детектив продолжает украшать лучшие музыкальные театры мира и в конце мая будет представлен в Израиле звездами Московского театра Оперетты.
Премьера "Летучей мыши" - одной из 16 оперетт Иоганна Штрауса-сына - состоялась 5 апреля 1874 года в театре "Ан-дер-Вин" в Вене. В первом сезоне она не выдержала и двадцати представлений! "Летучая мышь" была холодно принята той самой венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Лишь после громкого успеха в Берлине, где она прозвучала сто раз и сенсационного успеха во Франции, венцы изменили отношение к этой оперетте.
По-новому партитуру "Летучей мыши" прочел австрийский композитор и дирижер Густав Малер, приблизивший ее к жанру комической оперы. Сама же оперетта была написана Штраусом за 43 ночи по немецкому либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное заключение» и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Полуночный бал» (которые, в свою очередь, писали либретто для самого Жоржа Бизе). Сколько имен, сколько людей стояли за этим произведением! Приноровив парижский водевиль к венским нравам, либреттисты Штрауса создали неплохой сюжет. А уж музыка!.. «Летучая мышь» – типично венская оперетта с венским духом и колоритом, где ни слова не говорится о политике, нет ни грамма едкой сатиры, где правят бал любовь, флирт, добродушный юмор и танцевальные ритмы чардаша, польки и, конечно, вальса. Не стоит забывать и о том, что главные черты веселой Вены - вальяжность, шарм, патриархальность, бесподобный стиль эпохи и аристократизм – также гениально показаны Штраусом в его опереттах.
Поначалу Штраус вошел в историю музыки как "король вальсов", создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс был написан в 6-летнем возрасте. К сложному капризному жанру оперетты он обратился в 1870-м году. Его первая оперетта "Веселые венские женщины" не было поставлена, но уже третья оперетта Штрауса - "Летучая мышь" - стала одним из его самых блестящих произведений, а сам Штраус - одним из родоначальников венской классической оперетты. "Благодаря Штраусу, - писал Кальман, - оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией".
История романа Штрауса с Россией практически безоблачна (не считая его ареста в Варшаве в 1848 году и безответной любви к некой аристократке). В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Ему сулят фантастический гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! В течение 10 лет каждое лето Штраус проводит в Павловске. В 1880-х годах "Летучая мышь" и "Цыганский барон" были поставлены на русской сцене. На советской сцене музыка Штрауса получила особое распространение с конца 1930-х годов после появления на экранах фильма "Большой вальс".
«Летучая мышь» - самая исполняемая оперетта в мире - в Московской оперетте ставилась четыре раза, и каждый раз становилась репертуарным долгожителем, прославившись в версии Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, написавших блистательную, но далекую от оригинального либретто комедию. По этой версии был снят Яном Фридманом популярный фильм с участием Людмилы Максаковой, Юрия и Виталия Соломиных, а также поставлен знаменитый спектакль, над которым работал сам Мстислав Ростропович, сотворив на сцене феерически веселый бал-маскарад в доме князя Орловского.
"В вихре венских вальсов закружится и смешается все и вся - легкий флирт, праздничные розыгрыши, любовные недоразумения и приятное угощение..." Таково кратчайшее изложение спектакля Московской оперетты, который будет представлен в Израиле солистами во главе со звездами театра - Юрием Веденеевым и Светланой Варгузовой.
«Летучая мышь» в Израиле
28 мая, пятница, Тель-Авив, театр «Гешер», 20.30;
29 мая, суббота, Беэр- Шева, « Гейхал ха–Тарбут «Гистадрут», 20.30;
30 мая, воскресенье, Хайфа, зал «Рапопорт», в 20.00.
Труппа Московской Оперетты в рамках израильских гастролей покажет также детский музыкальный спектакль «Остров сокровищ»
26 мая, среда, Ришон ле-Цион, зал «Мофет», 18.00
27 мая, четверг, Петах-Тиква, зал «Шарет», 18.00
28 мая, пятница, Ашдод, зал "Дюна-йуд", 13ю00
28 мая, пятница, Тель -Авив, зал «Нога», театр «Гешер», 17.30
29 мая, суббота, Беэр-Шева, Гейхал ха-Тарбут «Гистадрут», 11.30
30 мая, воскресенье, Хайфа, зал «Рапопорт», 17.30