Всю правду об итальянской мафии, правду неприукрашенную и голую взялся нам рассказать итальянский кинорежиссер Маттео Гарроне, снявший фильм «Гоморра». Снял он его нарочито повседневно, как будто вовсе и не задумываясь о том, как построена мизансцена и насколько выигрышны ракурсы. На самом деле повседневность эта – результат очень хорошо продуманной концепции.
В картине развиваются несколько сюжетных линий, никак между собой не связанных. Этот довольно обычный для современного кинематографа прием мог бы показаться избитым, если бы не предыстория этой картины, оставшаяся за кадром. А предыстория такова: автор сценария и книги, по которой, собственно, и сделан этот фильм, Роберто Савиано вынужден каждые несколько дней менять свое место жительства и скрываться. Итальянская мафия вынесла ему смертный приговор за сделанные им разоблачения, а когда мафия выносит приговор, его исполнение – вопрос лишь времени.
За что же так ополчилась мафия против писателя? Ответ простой: за правду. Из фильмов и книг о мафии, с которыми мы знакомились до сих пор, создавался образ мафиози, образ ностальгический, жизнь мафиозных кланов преподносилась в романтическом ключе. Роберто Савиано и Маттео Гарроне впервые за долгие годы и десятилетия решились разрушить эту традицию.
Название фильма «Гоморра» имеет несколько смыслов. С одной стороны, оно апеллирует к библейской Гоморре, городу греха. С другой, к названию мафиозного клана Коморра. Аллюзия вполне прозрачна, и каждый в состоянии провести нужную параллель.
Временами картина напоминает не постановочный фильм, а спонтанную съемку. Тем страшнее и правдивей выглядит происходящее на экране. Кажется, что режиссер просто выхватил из реального времени-пространства несколько персонажей, персонажей будничных, не озабоченных необходимостью выглядеть прилично в глазах зрителя. Здесь вроде бы даже и не актеры, а живые люди вместо мишеней, перестрелки, убийства и деньги, деньги, деньги – все это лишь часть повседневности, где нет места этике, рефлексии, жалости и состраданию.
И нет места цели жизни. Ибо тем, кто существует в ежедневной рутине, не до цели. Целью становится выживание.
В одном из эпизодов взрослый мужчина дает совет двум молодым бездельникам: «Всегда оставаться человеком, всегда оставаться собой, что бы ни случилось, что бы ни произошло». Совет, казалось бы, замечательный, да только в контексте происходящего на экране лишенный всякого смысла. В том мире оставаться просто человеком невозможно, ибо это означает смерть.
Фильм «Гоморра» получил гран-при на Каннском кинофестивале 2008 года, пять наград Европейской Киноакадемии (за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучший операторскую работу и лучшего актера), был номинирован на «Золотой глобус» 2008 года.
Его премьерная телетрансляция состоится 19 марта в 22.00 на киноканале yes 3.