Более полувека назад Пол Тэйлор стал самым молодым хореографом на Олимпе американских балетных проповедников модерн-данс. В этом году ему исполняется 80 лет и он, наконец-то может спокойно пожинать плоды успеха своей работы, своей хореографии - динамичной, сильной, энергичной, еще в 50-е годы 20-го века определившей стандарты американского танца.
«Пол Тэйлор Данс Компани» («Paul Taylor Dance Company») - ведущая группа современного физического интеллектуального балета в США, руководимая 80-летним гуру модерна и существующая с 1954 года, приезжает в Израиль после 20-летнего перерыва с программой из наиболее заметных произведений Тэйлора на музыку Баха («Огонь Прометея»), Астора Пьяццолы («Piazzolla Caldera") и американской фолк-группы "The Mamas&The Papas" ("Изменения").
В течение недели с 27 апреля по 4 мая «Пол Тэйлор Данс Компани» выступит в Иерусалиме, Петах-Тикве, Хайфе и четыре раза в Тель-Авивском центре сценических искусств в рамках абонементного балетного цикла.
Пол Тэйлор - ветеран современного балета, ныне старый авангардист, бывший в середине прошлого века новатором танца - один из самых заметных из ныне живущих американских балетмейстеров. Его труппа уже пять с половиной десятилетий продолжает бросать вызов всем традициям и удивлять оригинальностью и глубиной своих постановок. Время только обогащает созданные им шедевры, ставшие ныне настоящей классикой современного балета: «Вечер», «Кампани Би», «Эспланад», «Черный вторник» и многие другие.
Когда еще в 50-е годы Пол Тэйлор начал ставить свои первые хореографические работы, Марта Грэхам немедленно обозначила его «непослушным мальчиком". С самого начала карьеры в течение 50-х, 60-х и 70-х l'enfant terrible тогдашней балетной сцены с публикой едва ли не боролся, ставя непонятные, самые на то время эпатажные спектакли, смущавшие умы. В 60-е годы он умы уже потрясал, а специалистов поражал, выдумывая авангардные балеты на музыку, написанную в 18 веке, чем весьма расстраивал тогдашний американский культурный истеблишмент, рассматривавший сочетание музыки барокко и атлетического танца едва ли не как святотатство, посягательство на святое святых американской культуры. В 70-е годы Тэйлор поставил балет о кровосмешении и показал, какой зверь может скрываться за личиной культурного человека.
В 80-е годы он решил с помощью балета разобраться с проблемами семейными, интимными и взаимоотношениями между солдатами в битве. В 90-е годы Тэйлор ставил хореографические работы на темы религиозных распрей, экстремизма, фанатизма и слепого поклонения догмам (каково было танцовщикам такое танцевать?! легко!)
Новое тысячелетие Пол Тэйлор, уже более чем заслуженный, обласканный, авторитетный и увенчанный всем лаврами и венками, начал с еще более едких тем – обвинил в своих балетах американский империализм, одобрил феминизм, неприглядно изобразил армию, но сделал это все настолько изящно и настолько "по-балетному", что в прошлом году газета "Нью-Йорк Таймс" назвала его «одним из величайших поэтов хореографии» за выбранные им темы, показанные эмоции и отраженные чувства в его балетах, и одновременно - за оптимизм, разработанный им ритмический язык движения и за определение путей развития современного танца.
Из вышеперечисленного ясно, что Тэйлор – скандален, провокативен, интересен, будоражит публику уже больше 60 лет (танцевать он начал в 17) и все его работы производят эффект петард, уже много лет подрывая устои и опрокидывая культурные идолы.
Его хореография, безусловно, агрессивна, хотя он делал балеты романтические, в спортивном ключе и часто - юмористические, попросту – смешные. К тому же, у Пола Тэйлора не самые стандартные музыкальные пристрастия. Он использует не только музыку барокко, но и регтаймы, рок, танго, не забывая о духовной музыке Баха, Уильяма Бойса, Генделя и о современных композиторах с Дьёрдьем Лигетти во главе, используя в качестве звукоряда также записи птичьего пения и истерического смеха.
Свой первый балет Пол Тэйлор поставил в 1954 году. С тех пор он сотворил еще 130 постановок. В его труппе на сегодняшний день – 16 танцовщиков, которым повезло работать под руководством человека, сотрудничавшего в прошлом со многими великими танцовщиками и хореографами, такими как Марта Грэхам и Джордж Баланчин (а среди его учеников числится Твайла Тарп, Пина Бауш и Лаура Дин). Тэйлор за годы своей деятельности получил все мыслимые и немыслимые призы и звания. Из наиболее интересных – национальная медаль США, врученная ему в 1993 году президентом Клинтоном. Имя Тэйлора упомянуто в обязательной учебной программе, разработанного библиотекой Конгресса США. Он - почетный доктор искусств по меньшей мере дюжины американских университетов, включая знаменитую Джульярдовскую школу. Входит в десятку почетных членов Американской академии искусств и литературы. В 1990-м году получил от правительства Франции орден Почетного Легиона за вклад во французскую культуру. В 1998 году о его творчестве был снят документальный фильм "Dancemaker".
В программе недельных гастролей в Израиле – ностальгические бравурные "Изменения" с ритмическим танцем и обилием акробатики, сочиненные Тэйлором на музыку знаменитой фолк-группы "The Mamas & the Papas".
Энергичное действо в стиле музыки 60-х – психоделика и тогдашние настроения общества детей цветов. Костюмы соответствуют задуманной пьесе-ретро с воспоминаниями о хиппи Сан-Франциско и поиске личной свободы в 60-е годы в Америке.
"Piazzolla Caldera" - балет-танго на музыку Пьяцоллы. Танго можно только улучшить и Пол Тэйлор это четко доказывает, смешав модерн-данс и классический балет. Секс, ревность, любовь: все это отражено в танце и музыке. В танго, как и в жизни – комментарии излишни.
"Огонь Прометея" – на музыку Баха в аранжировке Стоковского. Одно из самых известных произведений американского балета.
Спектакли в Тель-Авиве пройдут с 1 по 4 мая. В Петах-Тикве, в "Гейхал ха-Тарбут" – во вторник, 27 апреля. В Хайфе, в "Аудиториуме" – в среду, 28 апреля. В Иерусалиме, в четверг, 29 апреля - в "Театрон Иеурушалаим".
Начало всех представлений – в 21.00
Немного истории:
Родился Пол Тэйлор в Пенсильвании в 1930-м году, в детстве был довольно одиноким ребенком – родителям было не до него. Окончил Сиракузский университет, где изучал живопись и профессионально занимался плаванием. В 1952 году 22-летний юноша с атлетическим сложением и минимальной балетной подготовкой (в юности он был пловцом, а не танцором) выиграл стипендию для участия в ADF (American Dance Festival). Мощно сложенный, он немедленно привлек внимание танцевальных гигантов - Марты Грэхам, Дорис Хамфри и Хосе Лимона. Молодой танцовщик обладал представительной внешностью, уникальным талантом и удивительной манерой двигаться. Он получил стипендию для обучения танцам в Джульярде и в хореографическом училище Метрополитен-Опера, позже начал учиться в школе Марты Грэхам и практически сразу был приглашен в ее труппу, где и начал свою профессиональную карьеру. Будучи еще солистом "Martha Graham Dance Company" (он танцевал в ее спектаклях с 1955 по 1962 год, из наиболее заметных - "Clytemnestra" 1958 года, "Alcestis" 1960-го и "Phaedra" 1962-го) и параллельно танцуя у Мерса Каннигхама и Джорджа Баланчина, Пол Тэйлор собрал в 1954 году (в середине пятидесятых Нью-Йорк превращался в культурный центр искусств) свою собственную танцевальную компанию и постепенно превратил ее в одну из лучших танцевальных трупп Америки.
Тэйлор дружил с такими художниками-авангардистами, как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, используя их идеи в хореографии. Подобно этим художникам, экспериментировавшими с минималистскими формами, ломка привычных рамок была для Пола Тейлора лишь стартовой площадкой. В своих ранних спектаклях он отталкивался от очень простых вещей: брошенный взгляд на циферблат часов, очередь в ожидании автобуса. Зритель, увидевший эти будничные сцены, вырванными из контекста, проникался ценностью и красотой обычной жизни, а Тэйлор своим танцем показывал красоту простых движений, разворачивая зал от сцены к улице
В 1957 году он придумал «Дуэт» - замерший танцовщик (сам Пол Тэйлор) рядом с лежащей без движения женщиной в обычном костюме. В течение 4 минут никто из них не двигался, удерживая внимание зрителей только позами и взаимосвязью тел и пространства. Его поздние работы объединяли минималистские перформансы с классическим балетом. Самыми известными его постановками стали "Three Epitaphs" (1956), "Orbs" (1966), "The Book of Beasts" (1971), и "Airs" (1978). Его "Aureole" (1962) – одна из самых известных постановок своего времени - грациозная и технически очень сложная со всеми характерными чертами его постановок - комбинация хрупкости, спонтанности и простых жестов. Последние два десятилетия Пол Тэйлор занимается также и менеджментом собственной компанией и обучением нового поколения танцоров строгости и красоте танца, продолжая черпать вдохновение как в простоте движения, так и в упорядоченной строгости рутинных студийных занятиях. Благодаря его знаменитым ученикам и тем, что его старые постановки все время возобновляются, хореография Пола Тэйлора продолжает быть образцом американского модерна.
Пол Тэйлор доказал еще 50 лет назад, что будущее танца - в тех гениях, которые умеют из метафор, цитат, гротеска и музыки придумать новый язык движения, доказывая, что самое важное в современном танце - личность человека, его жизненный опыт, самовыражение, а не только природные данные и то, что отсутствие запретов волшебным образом освобождает людей в творческом плане. Однажды Тэйлор сказал: «Хореография — это очень просто: я прошу танцоров импровизировать, и когда я вижу что-то, что мне нравится, я прошу их повторить это. Моя хореография – это и индивидуальное творчество, и коллективное переживание.
Наблюдение за стихийными движениями моих танцоров и реакция на эти движения являются одной из основных направляющих моей работы». И еще: «Я получаю энергию, как мне кажется, от неуверенности в собственных силах, боязни потерпеть неудачу». Тэйлор в своих балетах описывает различные состояния человека – и тела и души, не впадая в излишнюю дидактику, чрезмерный напор или нарочитую легкость, а умудряясь развлекать публику и тогда, когда речь идет об очень серьезных вещах и об очень простых.
Маша Хинич