Борис Аронсон – крупнейший американский сценограф 20 века, известный художник, иллюстратор, график, один из теоретиков современного еврейского искусства, сумевший воплотить идеалы современной ему утопии в мировом искусстве.
Его судьба схожа с судьбой множества талантливых еврейских юношей, родившихся на рубеже веков в местечках черты оседлости Российской империи. Он – ученик Александры Экстер, познакомившей Аронсона с Мейерхольдом и Таировым, под влиянием которых сформировались убеждения Аронсона как театрального художника. О нем написаны книги и монографии. Его работы хранятся в архивах Национальной библиотеки в Нью-Йорке, где многократно устраивались его выставки. Но в Израиле его театральные работы выставляются впервые: в тель-авивской галерее «Минотавр» с 8 апреля экспонируются эскизы костюмов, декораций и макетов к спектакля идишских театров Нью-Йорка, сделанные Аронсоном в период с 1923-го по 1931 год.
Выставка Аронсона интересна не только театральным художникам и сценографам, но и историкам и поклонникам творчества Русского авангарда, его еврейской ниши, а также тем, кто хочет больше узнать о деятельности Культур-Лига (одним из ведущих деятелей которой был Аронсон), общественно-политической организации, претендовавшей в 20-е годы прошлого века на роль лидера еврейской национальной культуры. Культур-Лига была основана в конце 1917 года в Киеве еврейскими социалистическими партиями и близкими к ним деятелями еврейской культуры на идиш и стала наиболее значительной независимой организацией еврейской культуры и образования.
Издательская деятельность Культур-Лига и творчество художников, которые работали при ее Художественной секции, сыграла значительную роль в развитии книжной графики. В 1920-е гг. Аронсон основал Музей еврейского искусства в Киеве и пропагандировал «еврейский стиль, сочетающий принципы абстрактной живописи с элементами народного творчества». Сам же Борис Аронсон после Киева, Москвы, Варшавы и Берлина оказался в Нью-Йорке, начальному периоду творчества в котором и посвящена выставка в галерее «Минотавр». Для многих работа Аронсона для американского театра в целом заслонила его деятельность как еврейского художника, но, безусловно, именно его деятельность в идишистких театрах повлияла на развитие американской сценографии.
В США Аронсон оказался в 1923 году. Поначалу он сотрудничал как художник сцены и художник по костюмам с несколькими идишскими театрами Нью-Йорка (в то время в Нью-Йорке, большая часть населения которого говорила на идиш, было 70 еврейских театров). Однако уже в 1932-м Аронсон переключился на работу с театрами на Бродвее, дебютировав вместе с другим русским эмигрантом, композитором Верноном Дюком, мюзиклом «Walk a Little Faster». Впрочем, к еврейской теме Аронсон возвращался и позже - например, при работе над сценографией знаменитого мюзикла «Скрипач на крыше» в 1964 году.
Карьера Аронсона-сценографа продолжалась на Бродвее более 40 лет. Он шесть раз удостаивался премии «Тони» как лучший художник сцены. В первый раз в 1951 году за премьерную постановку «Татуированной розы» Т. Уильямса, в последний раз в 1976 году за мюзикл «Pacific Overtures»). Среди наиболее выдающихся бродвейских работ Аронсона - мюзикл «Кабаре» (1966-й, премия «Тони» 1967 года).
Помимо мюзиклов и драматических спектаклей, Аронсон оформлял оперные постановки (главным образом, в Метрополитен-Опера) и балетные спектакли, в том числе знаменитую постановку балета Чайковского «Щелкунчик» (1977), сделанную Михаилом Барышниковым.
Полностью выставка в галерее «Минотавр» называется «Борис Аронсон - еврейский авангардный театр в Нью-Йорке 1923-1931» и представлены на ней, как было сказано, в основном театральные работы – эскизы для спектаклей идишских театров Нью-Йорка 1920-х годов. Работы, в которых Аронсон сумел передать принципы Культур-Лиги – соединение традиционного и либерального «еврейского стиля», сформированные им еще в журнале Культур-Лиги.
Выставки о деятельности Художественной секции Культур-Лиги были подготовлены Яроном Лавицем – куратором, арт-дилером и совладельцем галереи «Минотавр» и историком Гилелем Казовским. Нынешняя экспозиция – часть их проекта, посвященного Культур-Лиге. Выставки проекта уже проходили в 2007 году в Национальном музее Украины в Киеве и в прошлом году в Еврейском музее в Париже.
Выставка работ Бориса Аронсона уже приглашена в Россию и в сентябре 2010 будет демонстрироваться на биеналле в парижском «Гранд Пале» - одной из самых престижных ярмарок искусств в мире. «Борис Аронсон» в «Минотавре» - первая полноценная (с каталогом и проведенной исследовательской работой) выставка художника в Израиле, если не считать той, что проходила в 1931 году в Тель-Авиве в галерее «Стеймацки» и выставки его графики в 1980 году в Музее Израиля в Иерусалиме, к которой не был издан каталог и о которой потому мало кто помнит.
Галерея «Минотавр» специализируется на творчестве еврейских художников и скульпторов Первого и Второго Русского Авангарда, искусстве художников Восточной Европы ХХ века, прежде всего художников из России, Украины, Венгрии и Польши, эмигрировавших в такие европейские культурные центры, как Париж или Берлин. Ярон Лавиц сумел убедить сына Аронсона в Нью-Йорке отдать работы отца для показа в «Минотавре». Все работы впервые выставляется у нас в стране, большая их часть впервые демонстрируются вообще, хотя в Нью-Йорке не раз проходили экспозиции Аронсона, а после его смерти состоялась масштабная мемориальная выставка, готовящаяся еще при жизни художника.
Выставка «Борис Аронсон» продлится до 30 июня.
Галерея «Минотавр»: Тель-Авив, ул. Бен-Йегуда, 100.
Часы работы: с воскресенья по четверг с 10.30 до 19.30 , в пятницу – с 10.30 до 14.00.
Телефон галереи – 03-5228424
http://www.minotaure-telaviv.com