"Как я съел собаку" – название знаменитого моноспектакля 1999 года, ставшее нарицательным. Спектакля, сделавшего Евгения Гришковца знаменитым живым классиком. Наутро после премьеры Гришковец проснулся знаменитым - Москва с восторгом встретила его. Уже через год автор пьесы удостоился национальной премии "Золотая маска" сразу в двух номинациях - "Приз критиков" и "Новация".
Благодаря этому спектаклю к Гришковцу крепкой народной любовью приклеили ярлык "культовый" и объявили обаятельнейшим достоянием страны. После "Собаки" к нему пришло признание и слава, а сам спектакль стал долгожителем. Но, несмотря на культовость, Евгений Гришковец остался человеческим исключением из общего правила "живых классиков", поделившим театральную реальность на то, что было "до" Гришковца и "после". Евгению Гришковцу свойственна потребность сказать - не в виде текста, философского эссе, а в ситуации театра - сказать и быть услышанным.
Одиннадцать лет назад на сцену московского театра (в Москве спектакль "Как я съел собаку" впервые был сыгран в курилке Театра Армии для 17 человек) вышел откровенный мудрец - мужчина среднего возраста и сообщил, что сейчас расскажет про человека, которого больше нет. В смысле - он раньше был, но потом его не стало. Мужчина сразу предупредил зрителей, что, когда они будут слышать со сцены "я подумал...", это будет именно про того человека. Гришковец вышел и рассказал о наболевшем и о том, о чем другие люди вспоминают мимоходом и никогда не говорят вслух. Он рассказал о прохождении трехлетней морской службы, о своем дембельском альбоме, о мультфильме, которого так ждал в детстве, а тот оказался кукольным, о маленькой победе над японцами, о том, как съел собаку... Автор действительно съел собаку. Его сослуживец из Вьетнама ее приготовил, а он, Гришковец, съел.
Гришковец создал свой первый спектакль даже без обязательной театральной программки, потому что драматург, актер, режиссер, сценограф и все, что возможно, в одном лице – был он сам. В программке повторялось бы одно и то же имя – Евгения Гришковца, общавшегося со зрителем и прекрасно понимавшего его. Простой человек, который в театре говорит простым языком - по существу, точно и очень искренне. По словам самого Гришковца, его спектакль - "универсальная история взросления". Этот спектакль Гришковца можно назвать провокационным и одновременно доверительным, потому что многие, посмотрев его, переключаются на собственную судьбу, считая, что автор на сцене озвучивает собственные мысли слушателей.
"Что бы я ни сделал в театре или драматургии, спектакль "Как я съел собаку" останется самым главным и самым любимым. И не только для меня. Очень многие люди считают историю героя этого спектакля своей. Но персонаж этого спектакля лучше, чем я. Я рассказываю о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле - он был, раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил".
Спектакль "Как я съел собаку" повзрослел за 10 лет вместе с автором и со зрителями. Жизнь вносит свои изменения, требует новшеств и неудивительно, что Гришковец обновил свой спектакль – в соответствии с процессом взросления, которому подвластно всё – и драматургия в том числе.
В новом спектакле "+1", который также будет показан в Израиле в начале мая, Гришковцу удалось выйти в другой сценический возраст. "Как только я сделал это в одном спектакле - мне нужно было сделать это во всех остальных. Из "Собаки", которую я начал исполнять вновь в 2009 году после шестилетнего перерыва, я убрал все признаки советского. Я отказался от любимейших отрывков - не только своих, но и зрителей. Потому что сегодняшние 20-летние ничего про это не знают. Для них эта история автоматически становится вчерашней, которую пережил взрослый и далекий от них человек. Я обострил две темы - встречу человека и государства лицом к лицу, и тему дома как потерянного рая. Спектакль до этого был как лоскутное одеяло, а теперь он упростился и стал внятно трагическим. Я расстался с этими любимыми зрителями и мною кусками совершенно намеренно. Когда-то десять лет назад, я наслаждался мелкими деталями жизни, стараясь убедиться в том, что мой сокровенный опыт совершенно универсален. Я упивался узнаваемостью и спектакль десятилетней давности имел главную задачу убедить зрителей и убедить автора, то есть меня, в этой универсальности. Эта задача - важнейшая для меня тридцатилетнего и начинающего - была решена. Теперь мне за сорок и у меня за плечами колоссальный опыт выступлений, опыт вхождения в театр, в литературную деятельность, длительный процесс профессиональной творческой работы. Сегодняшний спектакль "Как я съел собаку" это высказывание человека, которому за сорок. В нем совсем не осталось ностальгических ноток, но на десять лет обострилась тоска о потерянном рае".
«Как я Съел собаку» (новая версия)
Иерусалим, Центр «Жерар Бахар», 2 мая, воскресенье, 20.30
Тель-Авив, Музей «Эрец-Исраэль» - зал «Клячкин», 3 мая, понедельник, 20.30
«+1»
Тель-Авив, Театр Гешер - зал «Нога», 4 мая, вторник, 20.30
Тель-Авив, Театр Гешер - зал «Нога», 5 мая, среда, 20.30