В июле в Израиле пройдут гастроли театра "Сатирикон" со спектаклем по пьесе Островского "Не все коту Масленица". Почему Райкин и "Сатирикон"? Потому что это хорошо.
А почему Островский? Почему этот драматург позапрошлого века, когда в современном мире существует столь много хороших современных авторов? Эта пьеса Островского – поучительная история о том, как скромный, забитый молодой человек исключительно силой любви преодолевает свою робость и боязливую униженность, угрозами добивается у богатого дядьки, купца-самодура справедливого вознаграждения своих трудов и отнимает у него же свою молоденькую невесту.
Трагедия теряющего авторитет богача, неизбежность падения патриархального порядка, когда - молчи и кланяйся, коли беден, перед барином - все это выглядит более, чем убедительно в исполнении руководителя "Сатирикона" и его актеров.
"Не все коту Масленица шел на малой сцене "Сатирикона", а после успешных гастролей в Нью-Йорке в Центре искусств Михаила Барышникова, перенесен на большую сцену театра. На вопросы о том "почему же Островский?" отвечает не только Константин Райкин, но и постановщик спектакля - народная артистка Алла Покровская от которой Райкин в восторге как от актрисы и великого педагога. Сам Райкин играет в этом спектакле роль купца Ахова – "узнаваемого чудовища", как он сам говорит.
«Я просто очень люблю Островского и давно это хотел сделать – сыграть в его пьесе вместе со своими учениками-актерами, - рассказывает Константин Райкин. – И осуществил эту задумку благодаря Алле Борисовне Покровской, замечательному педагогу и актрисе, которая этот спектакль поставила вместе с Сергеем Шенталинским. То, что делает Алла Борисовна - это потрясающе. Я считаю, что она лучший педагог страны, и не зря она получила премию Станиславского именно за педагогику.
Островский - мой любимый русский драматург, и я давно мечтал именно сыграть в его пьесе, а не только ставить его драматургию: несколько раз я ставил пьесы Островского у себя в театре, но я не могу играть сам в том, что я ставлю. "Не все коту Масленица" - замечательная пьеса, создающая ощущение, что кто-то шутит, называясь Островским, а пишет совершенно про наше время. Мы играем человеческую, абсолютно современную историю - только саму суть Островского, его живую структуру. Островский такой драматург, что если его правильно, живо исполнить, то публика не может не подключиться к нему.
Мне начинают инкриминировать, что я даже классику будоражу. Но как может быть спокойной классика? Классика потому и классика, что всегда о страстях. Шекспир, Толстой - сплошные страсти. А Островский - это драматургия мощнейших страстей! Хороший спектакль надо играть в ритмах, соответствующих нашим дням.
Сегодняшнее смутное время не дает возможности вылезти на берег, отдышаться и осмотреться в пейзаже. Оно все время заставляет спасаться. Я не люблю вялотекущее на сцене. Больше скажу: этого никто не любит. Я рассчитываю на зрителей - на таких, которые после работы приходят в театр".
"Райкин обожает Островского, - подтверждает Алла Борисовна Покровская. - Всегда на его курсе бывает семестр, посвященный этому драматургу. В этот раз Райкин предложил и мне и Сергею Шенталинскому сделать отрывок из "Не все коту Масленица". А потом этот отрывок превратился в спектакль, перенесенный на сцену "Сатирикона". Но на сей раз Райкин решил пойти еще дальше – и сам сыграл роль Ахова, оказавшись в одной команде с молодыми актерами. Райкин любит острую форму и не чурается резких способов выражения, требуя того же от актеров. А им это дает свободу – они не боятся пробовать. И потому актеров в этом спектакле отличает смелость, отчаянность, заразительная актерская индивидуальность и яркость. "Куда они делись, те порядки, старые, крепкие? Разврат, что ли, в мире пошел? Так его и прежде, пожалуй, еще больше было! Бес, что ли, какой промежду людьми ходит да смущает их?" – вопрошает Ермил Зотыч Ахов. Такое только остро и можно сыграть! Райкин по остроте выражения один из самых смелых артистов, он не боится "нырять в результат".
И результат не заставит себя ждать – гастроли театра «Сатирикон» со спектаклем "Не все коту масленица" по пьесе Александра Николаевича Островского в Израиле начнутся 11 июля.
Спектакли состоятся:
11 июля, Иерусалим, "Жерар Бахар", 20.00
12 июля, Беэр-Шева, "Центр сценических искусств", 20.00
13 июля, Хайфа, "Гейхал ха-Театрон", 20.00
15 июля, Ашкелон, "Гейхал ха-Тарбут", 20.00
16, 17 июля, Тель-Авив, театр «Гешер», зал «Нога», 20.00