Андрей Звягинцев снял немного фильмов. Он вообще снимает мало, но делает это так, что хочется, чтобы снимал еще. Его режиссерский дебют – картина "Возвращение" – случился в том возрасте, когда большинство его коллег пожинают плоды далеко не первого успеха.
Следующей картины Звягинцева мир ждал три года. Это не много и не мало. Это как раз столько, чтобы сделать хорошо продуманное кино. Его очередная – вторая по счету – картина называется "Изгнание" (Banishment), и сделана она в его собственной авторской манере, в чем-то напоминающей манеру великого Тарковского, но иной, не ученической, не эпигонской.
Кинокритики, обсуждая звягинцевское "Изгнание", хваля и порицая эту режиссерскую работу, единодушны в том, что он, как никто иной, умеет создать безукоризненную геометрию кадра, невероятную красоту на экране. Причем эта внешняя красивость не заслоняет суть, напротив, она подчеркивает и обостряет то главное, о чем идет речь в его картине. А речь идет все о том же: о человеческих отношениях. Только в отличие от "Возвращения", где в центре внимания были отношения отца и сыновей, на этот раз в фокусе мужчина и женщина. И то, что всегда сопровождает эту вечную тему, - любовь, ложь, измена, прощение.
"Простишь – правильно, - говорит главному герою, узнавшему об измене жены, его брат. – Убьешь – тоже правильно". В этой экзистенциальной дилеме нет места ошибке. И правде тоже нет места, потому что невозможно ни то, ни другое.
Многие зрители обратили внимание на то, что действие происходит в какой-то неопределенной стране. Пейзаж вроде бы и российский, да не совсем русский. И герои, выбравшиеся отдохнуть на природе с детьми, одеты не так, как одеваются русские люди, выезжая на природу. И мужчины, "соображая на троих", пьют почему-то вино, как какие-то французы, а не водку, хотя и напиваются, как и положено "нормальным" русским мужчинам. Да и героиня, белокурая и светлоглазая, все равно какая-то "нерусская", неслучайно, кстати, режиссер пригласил на эту роль Марию Бонневи, актрису шведскую. Не то, чтобы отечественных актрис недоставало, но зачем-то он это сделал. Все эти "странности" важны и нужны Звягинцеву для того, чтобы подчеркнуть общечеловеческий, общемировой аспект истории, напомнить, что подобные истории случаются всюду.
Фильмы Звягинцева нельзя смотреть, отвлекаясь на телефонные разговоры или домашние хлопоты. Для них нужно заранее выбрать время и освободить его от любых посторонних дел. И дело даже не в том, что можно пропустить важный поворот сюжета. Можно пропустить главное – настроение, ибо настроение – это важная творческая "фишка" режиссера. И еще: этот фильм полон деталей. Часть из них метафорична, так что при просмотре нужно быть внимательным и чутким.
Телезрители смогут увидеть очередной шедевр Звягинцева на канале yes3 20 мая в 22.00 в рамках эксклюзивного премьерного показа фильмов – номинантов, призеров и победителей Каннского кинофестиваля. Эта картина имеет одну, но очень ценную награду из Канна: Константин Лавроненко получил ее за лучшую мужскую роль в 2007 году.