Прямо скажу, документальное кино я не очень жалую. Документальный фильм режиссера Охада Итаха «Любить Софию», который на международном фестивале «Док-Авив-2010» завоевал сразу два приза – за лучший дебют и за лучший монтаж – я пропустила «мимо ушей» вместе со всем фестивалем – по причине, уже названной выше.
Так что вообще о фильме узнала из приглашения – компания спутникового телевидения YES приглашала журналистов на премьеру.
Я предпочитаю игровое кино. И желательно без «экшенов»: признаюсь, нервы ни к черту не годятся, и даже когда вижу сцены насилия в обыкновенной драме, бывает, переключаю канал. Но все-таки знаю, что если фильм обозначен, как комедия, то это и будет комедия, а если триллер – то триллер.
Документальное кино вообще на жанры не делится. Фильм называется «Любить Софию». Какой это жанр? Если заранее не читать аннотацию, то можно предположить, что это – документальная история любви, красивая сказка, может, с некоторыми осложнениями – скажем, что-то или кто-то мешают герою «любить Софию», но в финале все закончится хорошо. На самом деле к действительности это не имеет никакого отношения.
«Любить Софию» - документальный рассказ о девушке, которая стала наркоманкой, и чтобы покупать себе наркотики, занялась проституцией. Но она вместе с матерью и режиссером прошла все круги ада – и вылечилась. Но и это – не тот «хэппи энд», который ждешь.
Вот отзыв из «ЖЖ»: «Да, пресловутой "жести" (жестокости – П.Л.) в фильме с избытком. Много истерики и много слёз. Но - очень много любви. Если бы фильм был художественным - наверняка каким-нибудь призом отметили бы исполнительницу роли матери. Но "Любить Софью" - фильм документальный и люди в нем не играют, а живут».
Теперь, собственно, о фильме. И на тему наркомании, и среди подростков, и среди подростков – новых репатриантов фильмы уже были – достаточно вспомнить хотя бы хороший фильм «Ништяк» Алисы Найман. Но фильм, который снял Охад Итах, не просто хороший – он особенный. Так ее любить, так за нее страдать, так проникнуться ее судьбой – по человечности, по отношению режиссера к своей героине - фильм просто не имеет себе равных. Надо отдать должное и героине этого фильма: Софья Острицкая, приехавшая в Страну из Молдавии - человек незаурядный. Она – поэт и бард, играет и поет под гитару, и делает это талантливо…
Она мне рассказала, как дошла до наркотиков: работала переводчицей титров на русский язык, а там оплата сдельная: сколько перевел, столько и получил. И она брала много работы, чтобы больше зарабатывать, и нужно было меньше спать, чтобы больше работать. И начала подстегивать себя наркотиками – сначала легкими, потом тяжелыми… Так и дошла до самого дна.
Софии крупно повезло – ей выпал шанс, который бывает раз в жизни, и она его не упустила. Это же какое должно было произойти стечение обстоятельств – чтобы из всех «ночных бабочек» на старой тель-авивской тахане мерказит Охад выбрал именно ее; чтобы он оказался человеком, которому не все равно, что и кого он снимает; чтобы он настолько привязался к своей героине, так по-человечески проникся ее трагедией, что сам захотел, чтобы она выбралась из этого. И вытащил таки!
А чего стоит такой факт – он начинал снимать фильм, когда у него не было ни оператора, ни сценария, ни бюджета – ничего. И он снимал - два года (!) подряд. И ходил по инстанциям, пытаясь получить на свой фильм деньги. И всюду натыкался на отказы, пока не пришел в YES. И таким образом фильм получил бюджет и стал настоящим фильмом – и его, не сомневаюсь, ждет большое фестивальное будущее.
Софье повезло дважды – с одной стороны, с Охадом, но еще и со своей мамой. Зная и видя, чем занимается ее дочь, она продолжала ее любить. Это - безмерная, безграничная и действительно всепобеждающая любовь матери к своему ребенку. Запомнились ее слова: «У меня был бесценный бокал, который разбился. Я знаю, что он разбит. Но я люблю свой бокал, даже если он разбит. Я люблю свой разбитый бокал, и не хочу, чтобы его выбросили». Создать такую атмосферу в доме, чтобы Софья туда возвращалась, чтобы там было тихо – это просто Подвиг со стороны матери. Еще один материнский Подвиг – что она допустила эти съемки, потому что тоже поняла: это ее единственный шанс спасти свою дочь.
Софа понимает, что с ней происходит. Самой большой потерей Софа называет невозможность творить - отдавать себя, приносить пользу. Не социуму, которому она всеми силами сопротивляется, но чему-то более высокому и более важному.
С вечности ли, с вечера,
Делать было ль нечего,
Суета да маета,
Вы все те же, я не та.
Перелом и проблеск надежды в фильме появляется вместе с возвращением героини к творчеству. Новое стихотворение появляется после долгих лет молчания.
...от февраля - сквозь календарь - до февраля,
сквозь дождь и град, от финиша до старта
бегу, хватая кислород (хватило б фарта...)
от февраля - сквозь календарь - до февраля...
Музыка в фильме оригинальная, но есть и исторические вкрапления: фрагмент программы второго канала "Тоцерет а-арец" (2000 г.), где тогдашняя "Дорога Джонго" (Софа, Ира, Светов, Дубрик, Шурик и пр.) напевают "кто-то зеркальцем играет на облаках". "Ведьмы" - кусочек шаманства с "Курсика". "Баю-баюшки" в исполнении второго состава "Дороги Джонго". Кусочек женского шоу 9-го канала (Ленка, Делька, Софа) и немножко нынешних "Тикун Хацот".
Смотреть фильм было тяжело - тяжело было «Любить Софию». Но его обязательно нужно было посмотреть. Фильм потрясающий! Интересна была реакция после: сначала – тишина. Потом – аплодисменты.
Фильм будет показан по телевидению в ближайшую пятницу, 28 мая, на канале YES Радуга (184) в 22-45. Специально пишу так подробно дату показа – этот фильм нельзя пропустить! Зачем это смотреть людям, у которых все хорошо? Хотя бы для того, чтобы узнать у самих себя, сохранилось ли у нас в нашей комфортной обустроенной жизни чувство сострадания.
Полина Лимперт