Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Ялдиз заявил 3 июня, что его страна не станет разрабатывать никакие совместные проекты с Израилем до полной нормализации отношений между государствами. На встрече с журналистами в Анкаре Ялдиз сказал: Турция не намерена начинать процесс подготовки технико-экономического обоснования прокладки трубопроводов и создания инфраструктуры для транспортировки в Израиль воды и природного газа.
Напомним, эти проекты обговариваются правительствами Израиля и Турции уже несколько лет. Говорят о газе, Ялдиз имел в виду идею перекачки в Израиль нефти и газа из Азербайджана через Грузию и через Черное море. Речь идет также о поставках Турцией питьевой воды огромными танкерами через Средиземное море.
Надо прямо сказать: оба проекта были более политическими, в их экономической выгодности Израилю есть колоссальные сомнения. Иными словами: стремясь заключить контракты с Турцией, Израиль надеялся укрепить стратегический союз с этой исламской страной.
В данный момент Израиль не нуждается ни в прокачке через Турцию природного газа (свой скоро начнет добывать, открыты богатейшие месторождения на шельфе неподалеку от Хайфы), ни в питьевой воде (еще пять-семь лет – и еврейское государство полностью удовлетворит свои потребности в воде благодаря строительству опреснителей).
Урок же сегодняшнего демарша министра Ялдиза прост: исламская страна, даже когда она утверждает, что она – демократическая, на самом деле таковой не является. Ислам, особенно когда он фактически определяет все в стране (а правящая ныне в Турции Партия справедливости и развития Реджепа Эрдогана – радикально исламская), не склонен соблюдать никакие договоренности, джентльменские соглашения и проч. Радикальный ислам и такие понятия, как порядочность, надежность, верность слову – вещи несовместные. В стране радикального ислама даже сугубая экономика проникнута идеологией.
Варитесь, господин Ялдиз, в собственном турецком соку.