У многих драматург Островский ассоциируется с купеческой Москвой, санями, снегом, холодом, масленицей. Ледяные горки придется вообразить, а Масленица в Израиле состоится – уже на следующей неделе, когда 11 июля начнутся гастроли московского театра «Сатирикон» со спектаклем по пьесе Островского «Не все коту Масленица».
«Сатирикон» приезжает в Израиль на гастроли практически ежегодно и уже много лет, начиная с 1987 года. «Сатириконом» руководит Константин Аркадиевич Райкин, подхвативший эстафету «Театра миниатюр» Аркадия Райкина, создавший репертуар «Сатирикона» из произведений таких авторов, как Эжен Ионеско, Айрис Мёрдок, Милан Кундера, Амели Нотомб, Патрик Зюскинд, Шекспир. Но одновременно Райкин признается во всех интервью, что его любимый драматург – Островский.
Для Константина Райкина театр – центр вселенной. Он - один из наиболее интересных современных актеров, с блеском сыгравший многие ведущие роли мирового репертуара, - в театре репетирует, играет, ставит, читает, ест, спит, живет. Поэтому его театр всегда в форме. Райкин – настоящий генератор идей и потому за годы руководства «Сатириконом» ему удалось создать, по сути, новый театр – яркий и зрелищный, впитавший лучшие черты своего предшественника и превратившийся в первоклассный репертуарный ансамбль. «Сатирикон» вышел в лидеры зрительских симпатий, все спектакли идут при неизменном аншлаге.
Слово – мэтру, Константину Райкину. «Не все коту масленица, бывает и великий пост" — название пьесы, написанной во время Великого поста 1871-го, дала пословица. История незадавшейся женитьбы купца-толстосума, богатого сластолюбца на молоденькой вдовьей дочери - легкая безделушка, но зато какой выделки! Сколько тонкой иронии, сколько серьезных предостережений.
Островский – это не только чаепитие. Не только быт. Он замечательно пишет о том, что происходит между людьми, об их страстях. И секрет в том, что между людьми происходит во все времена одно и то же. Островский рассказывает о принципиальнейшем столкновении жизненных позиций. Он пытается разобраться в истинных и мнимых ценностях. Что такое коррупция души, продажа души. Какая это постепенная, незаметная вещь. Как шаг за шагом дьявольщина проникает в сердце. И проникает с таким сладким напитком, как любовь.
Жизнь – длинная дистанция. Чтобы стать заметным в нынешнем театре, надо все время работать больше других, успевать больше других, делать сверхусилия, к которым не многие готовы. Театр – место, где живешь все время на пределе сил. Но интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Потому что, строго говоря, не умеет никто. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать».
Будем считать, что Константин Аркадьевич преувеличил: он научился играть в театр и делает это блестяще. «Не все коту Масленица» Райкин освоил вместе с молодыми актерами театра, сыграв в спектакле главную роль – купца Ермила Зотыча Ахова, уступив на сей раз роль постановщика Алле Покровской и Сергею Шенталинскому, сумевшим использовать самые мощные творческие силы «Сатирикона» с присущими этому театру ритмами, энергией, пластикой и темпераментом. И вместе с тем «Не все коту Масленица» – единственный в своем роде спектакль, сыгранный против «системы», на максимальном контрасте между молодыми актерами и расшалившимся мэтром, который шаровой молнией залетел в учебный поначалу спектакль и рванул, оглушив и партнеров и зрителей своим бешеным заводом, играя стремительно и весело, превращая купеческие обороты в языковую эксцентрику и мастерски обнажая двойное дно - безжалостный азарт побеждающего игрока и оторопь перед одиночеством.
******
Гастроли театра «Сатирикон» со спектаклем "Не все коту масленица" по пьесе Александра Николаевича Островского в Израиле начнутся 11 июля.
Организатор гастролей - импресарио Марат Лис, руководитель компании "Cruise International", уже организовывавшей в Израиле гастроли театра "Сатирикон" со спектаклями "Король Лир", "Ричард III", "Контрабас" и другими.
Спектакли состоятся:
11 июля, Иерусалим, "Жерар Бахар", 20.00
12 июля, Беэр-Шева, "Центр сценических искусств", 20.00
13 июля, Хайфа, "Гейхал ха-Театрон", 20.00
15 июля, Ашкелон, "Гейхал ха-Тарбут", 20.00
16, 17 июля, Тель-Авив, театр «Гешер», зал «Нога», 20.00