Андрей Кончаловский – всемирно известный режиссер, семья и жизнь которого не менее интересны, чем 60 снятых им фильмов, в октябре приезжает в Израиль. На сей раз - с театральной работой, с чеховским «Дядей Ваней» театра имени Моссовета. В ролях - Александр Филиппенко, Юлия Высоцкая, Павел Деревянко, Александр Домогаров и другие.
Андрей Кончаловский является обладателем множества престижных кинематографических наград, был трижды номинирован на «Оскар». Кончаловский снял такие фильмы, как «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Сибириада», «Романс о влюбленных», «Дом дураков», «Поезд-беглец», «Танго и Кэш». Несколько его картин вышли в США. Мировую известность ему принес фильм «Поезд-беглец» по сценарию Акиры Куросавы.
Прославился на весь мир и его фильм, снятый вместе с Фрэнсисом Фордом Копполой - «Одиссей».
Андрей Сергеевич Кончаловский родился в 1937-м году в Москве. Его мать - Наталья Кончаловская, поэтесса и писательница, вошла в историю русской словесности, как автор книги "Наша древняя столица". Отец - знаменитый детский писатель Сергей Михалков - помимо всенародно любимых стихов, басен и пьес, написал также текст гимна Советского Союза. Дед Андрея Сергеевича, Петр Кончаловский был одним из мастеров знаменитой художественной группы "Бубновый валет", а прадед Василий Суриков - всемирно известный художник-передвижник. На генеалогическои древе семьи Андрея Кончаловского можно найти гербы таких знаменитых фамилий, как Романовы, Пушкины, Толстые, Ржевские, Одоевские, Михалковы...
Имя Чехова легко вписывается в эту замечательную плеяду. В этом, 2010-м году, отмечается 150-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова. Естественно, что многие режиссеры обратились к его пьесам, в том числе и к «Дяде Ване». «Я очень надеюсь, - сказал Кончаловский, что в результате обилия чеховских спектаклей у зрителя не возникнет некого пресыщения этими текстами. Чехов – вечный писатель. Чехова можно ставить каждый год. Для меня Чехов очень близкий художник, очень трудный, но не менее трудный, чем Стринберг, Шекспир, Ионеско. Большие авторы всегда сложны. Они проверяют режиссера и артистов на всхожесть. Что касается осовременивания Чехова с точки зрения концепции, новых образов, новых решений - это не так важно. Важно, чтобы волновало. Когда волнует, ты сопереживаешь».
Некоторые называют постановку Кончаловского традиционным спектаклем, хотя сам режиссер считает, что ничего традиционного в ней нет. «Я не ставлю пьесу, - объясняет он, - я ставлю автора. Можно играть всего Чехова в любых декорациях по воле режиссера. В таких интерьерах «люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Я убежден, что Чехова следует ставить исторически точно. Я отношусь к тексту, как к священному писанию, хотя могу игнорировать ремарки, поскольку совсем не обязательно, что так думал Чехов - они могли быть сделаны Станиславским или продиктованы цензурой. Но текст я не игнорирую никогда. Современность спектакля зависит не от костюмов и сценографии. Мало кому из режиссеров удается такими способами добиться актуальности. В нашем спектакле все в том времени, в каком писал Чехов ".
Спектакль Кончаловского ироничен и нежен одновременно и лишен пафоса. По Кончаловскому, Чехов любит своих героев не за что-то, а просто потому, что они смертны. Они и не герои вовсе, а обычные люди, которые несут свой крест по мере сил в поисках внимания, любви, смысла существования - всего того, что важно для любого человека в любое время.
«Великие драматурги всегда современны - Эсхил, Софокл, Стриндберг, Ибсен, Шекспир, Чехов. Чехов, пожалуй, самый крупный русский драматург. Он вечен, потому что у него нет ответов, а только вопросы. А в великой драматургии всегда есть тайна. Собственно, эту тайну и пытаются разгадать до сих пор, но сделать этого нельзя, как нельзя ответить на вопрос, что такое жизнь. «Дядя Ваня», бесспорно, одна из лучших чеховских пьес – тонкая, выразительная, сотканная из причудливого кружева психологизма и взрывного юмора».
Говоря о постановке Кончаловского в театре, невозможно не вспомнить блестящий фильм 40-летней давности с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, но как заметил Кончаловский «Кино - это производство, а театр - поиск истины. Драматургия Чехова условна, многослойна, символична. И потому драматургия Чехова - это театр, а проза - это кино". Описывая свой собственный опыт работы с чеховским текстом, Кончаловский признается: "Я тогда и я сейчас - два разных человека. Кино снимал молодой человек, увлеченный Бергманом. Сейчас я другой. У меня другое отношение к жизни, к себе, к Чехову и его персонажам. Думаю, что тот мой "Дядя Ваня" был ближе к Станиславскому и к его восприятию Чехова. Тогда я снимал фильм о героях, талантливых личностях, а сегодня ставлю спектакль о простых людях, которые думают о себе не то, что они есть на самом деле. Спектакль о жизни без трагических событий, грандиозных свершений или душевных порывов....".
Но одновременно своим прочтением пьесы Андрей Кончаловский во многом разрушает стереотипы восприятия и самого писателя, и его героев. «Чехов - нормальный человек, в котором есть и цинизм, и тщеславие, и раздражительность, и мстительность, и терпимость ко всем на свете, есть и мечтательность, отсутствие натужного поиска смысла и тенденциозности, - утверждает Кончаловский. - К сорока годам писатель нашел в себе отвагу сказать: я не знаю, зачем все это, вообще зачем жизнь. Он писал своей жене актрисе Ольге Книппер-Чеховой: «Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно».
Но помните еще одну цитату из «Дяди Вани»? «Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно: значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии!».
Может быть, мы можем что-то изменить только в нашей собственной жизни? Как говорил Чехов, начни с себя! Поэтому, не забудьте о датах спектакля в Израиле - 22, 23 и 24 октября.
Театр им. Моссовета - "Дядя Ваня"
Режиссер: Андрей Кончаловский, художник: Рустам Хамдамов, композитор: Эдуард Артемьев.
Актеры: Александр Филиппенко, Павел Деревянко, Александр Домогаров Наталия Вдовина, Юлия Высоцкая, Ирина Карташева, Юрий Черкасов, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова.
Организатор гастролей - импресарио Марат Лис, руководитель компании "Cruise International". Заказ билетов на официальном сайте компании: http://www.cruiseinter.com
Спектакли состоятся:
Беэр-Шева, 22 октября 2010, пятница, 20.00, Центр сценических искусств.
Хайфа, 23 октября 2010, суббота, 20.00, Аудиториум.
Тель-Авив, 24 октября 2010, воскресенье, 20.00, Центр сценических искусств – «Бейт ха-Опера».
Фото предоставлено театром имени Моссовета