На канале yes Радуга в последнее время стали появляться фильмы талантливого российского документалиста Сергея Мирошниченко. И эти работы неизменно оказываются в центре зрительского внимания: уж очень интересны выбранные режиссером темы и герои. Всем памятен цикл из трех документальных фильмов "Рожденные в СССР", который Мирошниченко снял в рамках масштабного советско-британского проекта 7UP. Эти фильмы стали звеньями в цепи кинонаблюдений за детьми в возрасте 7, 14 и 21, рожденными в разных республиках Советского Союза. Они принесли режисеру высшие награды британской и американской телеакадемий, BAFTA и "Эмми".
Недавно зрители Радуги имели возможность увидеть замечательный фильм-портрет "Слово", посвященный Александру Солженицыну и удостоенный премии "Лавр" на 10-м фестивале документального кино "Артдокфест" в категории полнометражных телефильмов.
А в праздничный четверг 9 сентября в 19.10 зрители yes Радуга увидят новую работу Мирошниченко - премьеру ленты под названием "Юз, джаз, Ирка и пес".
Ценители и многочисленные поклонники творчества писателя, поэта и автора крамольных песен Юза Алешковского сразу догадаются, чья неординарная личность на сей раз заинтересовала Сергея Мирошниченко. Да, это он, Иосиф Ефимович Алешковский, или Юз – кумир миллионов, распевающих "Окурочек", "Товарищ Сталин, вы большой ученый", "Смотрю на небо просветленным взором"… А также кумир тех, кто зачитывался литературными мистификациями Алешковского, написанными от имени уркаганов, простых работяг, душевнобольных ветеранов войны.
Режиссер фильма наслаждается обществом Алешковского и его друзей, причастных к его странной судьбе, и передает это зрителям. Мирошниченко удается ненавязчиво проникать в мир чувств и мыслей своих неординарных героев, среди которых немало людей, плохо вписывавшихся в окружавшую их советскую действительность. Так было, например, с лентой, посвященной судьбе Георгия Жженова, так произошло и с Юзом Алешковским.
Съемочная группа навещает героя фильма в Америке, куда Юз вынужден был эмигрировать в 1979 году после публикации "лагерных" песен в альманахе "Метрополь". Звучат эти песни в исполнении Гулько, да и сам Алешковский поет из собственного "избранного"… Он говорит о времени и о себе, о том, что "осень боится думать о зиме, но бывает, что осень так собой поглощена, что не думает о зиме"… Неторопливо скользит камера по лицам, по предметам обстановки, по большому кресту за спиной героя (!) - и каждый кадр становится весомым, полноценным и важным, потому что Мирошниченко делает так, что в каждом всегда присутствует Алешковский – необычный, противоречивый, талантливый, нестандартный, не вписывающийся ни в какие рамки человек.
Юз не скрывает, что сидел в лагере четыре года "по дури", вытаскивает из себя и обнажает страшную правду о жизненном эпизоде, когда ему пришлось участвовать в забое скота. Его это мучает по сей день и, видимо, этот известный человек посчитал важным для себя исповедаться перед зрителями, а Мирошниченко показал до дрожи откровенные кадры.
Алешковский – человек, ставший для многих символом эпохи, выразивший мысли миллионов. Режиссеру удается запечатлеть его во время страстных монологов, в кругу близких по духу людей, рядом с любимой женщиной, дома в Америке и на московской улице, под мелодии столь любимого им американского джаза…
Юз говорит о свободе, называя ее "абсолютным доверием к Богу". Он никогда не терпел несвободы, и эту его сущность, сущность его творчества удалось показать Мирошниченко. Алешковский – такой, каков он есть – в фильме "Юз, джаз, Ирка и пес" на канале yes Радуга 9 сентября в 19.10.