В праздничные дни еврейского нового года канал yes Радуга подготовил для своих зрителей специальный показ фильмов – призеров выборгского фестиваля «Окно в Европу» - картину Николая Досталя «Коля – перекати поле» и «Голубку» Сергея Ольденбурга-Свинцова.
Помимо наград престижного кинофорума эти две ленты объединены одной темой – в обеих события развиваются на фоне российской провинции.
Дорожный указатель посреди большого пустого пространства, заполненного лишь потрепанной «иномаркой» с иероглифами на борту и левым рулем. Зима, серо-белая гамма, синяя табличка указателя: 1100 километров в одну сторону и 870 – в другую, причем, мы не знаем, куда и откуда ведет эта дорога.
Маленького роста невзрачный мужичонка в нелепой яркой куртке промчится на своей «японке» мимо указателя, вспомнит о чем-то, затормозит, сдаст назад, выйдет посмотреть на табличку. Это Коля вернулся в родной городок, откуда уезжал десятью годами раньше под пьяное пение друзей и слезы невесты, обещавшей ждать.
Таков пролог фильма Николая Досталя «Коля – перекати поле», являющегося продолжением его же гениальной картины «Облако рай». Тот же городок, те же герои, только постаревшие на десятилетие. Не повзрослевшие, а именно постаревшие, ибо в России не взрослеют, оставаясь навеки детьми, зато стареют так, как только умеют в России – резко, обвально, необратимо. На съемочной площадке собралась великолепная команда актеров – тех же, что и в первом фильме. Это Андрей Жигалов, Алла Клюка, Ирина Розанова, Сергей Баталов и другие. Нам предстоит встреча с ними на канале yes Радуга 9 сентября в 22.35.
Приезд земляка в родные края после десятилетнего отсутствия – это очень убедительный повод выпить. Хоть даже и с самого утра, тем более, что воскресенье. Тем более, что земляку предстоит узнать о чем-то очень-очень важном, случившемся в городке, пока он ездил по миру и ходил по морю.
Казалось бы, Николай Досталь, внимательно фиксируя свое и зрителей внимание на деталях происходящего, активно эксплуатирует стереотипные образы и картины. Если провинция – то самогон, если русские люди собрались выпить, то непременно разговор пойдет о смысле жизни и о ее бессмысленности. Архитектор Мис ван дер Роэ когда-то сказал: «Бог – в деталях». Досталь хорошо усвоил эту максиму, его детали точны и красноречивы, а потому стереотипные на первый взгляд образы и ходы превращаются в полную красок картинку жизни.
Если русские люди собрались выпить в воскресенье с утра, рано или поздно разговор пойдет о смерти. Хотя смерть здесь так, к случаю, в порядке розыгрыша, начавшегося с некстати брякнутой колиной фразы о смертельной болезни. Коля вообще специалист по этому делу: брякнуть, не подумав, какую-то фразу, а потом эта фраза меняет всю его жизнь.
Критики и зрители обвиняют героев картины в равнодушии и мещанстве. И то, и другое неверно. Герои фильма «Коля – перекати поле» - милые и добрые люди, просто этим людям невыносимо еще одно страдание, связанное с невесть откуда свалившимся им на голову товарищем. Это так понятно и так простительно.
Фильм «Коля – перекати поле» получил специальный приз жюри фестиваля «Окно в Европу» «Золотая ладья». Израильские телезрители увидят эту картину на канале yes Радуга 9 сентября в 22.35.
Название фильму «Голубка», который в рамках спецпоказа «Окно в Европу» телезрители канала yes Радуга увидят днем позже, 10 сентября в 21.00, режиссер дал после разговора с казанским художником Геннадием Архиреевым, прототипом главного героя. Художник признался, что ему больше всего нравится испанская песня – La Paloma, в переводе на русский язык – голубка. Это сравнение в наибольшей степени подходит главной героине картины – 40-летней Светлане, чья жизнь до встречи с художником представляла собой типичный подвиг простой русской женщины, в одиночку поднимающей двух сыновей. «La Paloma» в оригинальном исполнении на испанском языке будет звучать в финале, когда мы увидим картины художника Архиреева.
Фильм предваряется титром, сообщающим, что сюжет фильма основан на подлинных событиях и биографиях. Это сразу же создает доверительный настрой, как будто случайный попутчик в поезде решился рассказать нам незамысловатую историю своей жизни. А история и вправду была бы не слишком мудреной: ну действительно, встретились два 40-летних одиночества, полюбили, сначала у них никак не получалась складная жизнь, а потом они зажили гармонично и счастливо. Одним словом, самая что ни есть обыкновенная история, но с поправкой на личность основных персонажей: ведь эти два одиночества – талантливый художник и писательница.
Самое главное достижение этой картины – актерская игра, а также великолепная работа художника и оператора. Иначе и быть не может, ведь чтобы сделать фильм о художнике, нужно самим быть художником. И все же главная заслуга успеха этой картины (а успех выразился во множестве престижных призов) – актеры. Главные роли сыграли Александр Коршунов и Инга Оболдина, чья игра с лихвой компенсирует некоторые сценарные просчеты.
Кроме «Серебряной ладьи» фестиваля «Окно в Европу» картина получила Приз Гильдии режиссеров за дебют в режиссуре на фестивале «Сталкер», Александр Коршунов получил приз имени А.Абдулова за лучшую мужскую роль на фестивале «Дух Огня» в Ханты-Мансийске, а Инга Оболдина – приз за лучшую женскую роль на фестивале имени Василия Шукшина в Сростках.
Смотрите «Голубку» на канале yes Радуга 10 сентября в 21.00.