«Это не вещь, если в ней нет свинга». Дюк Эллингтон
Гленн Миллер - великий, непревзойденный и совершенный тромбонист, композитор и гениальный аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров, один из самых популярных джазовых музыкантов Америки, ставший во всем мире олицетворением джаза для нескольких поколений. О нем написаны книги и сняты кинофильмы. В музеях выставлены его вещи, в его честь проходят ежегодные фестивали. И хотя он сам исчез в 1944 году, спустя три года после выхода фильма «Серенада солнечной долины», принесшего ему мировую славу, три коллектива, получившие право называться Glenn Miller Orchestra по сей день исполняют его музыку пятьдесят три недели в году во многих странах мира.
Гленну Миллеру с блеском удалось создать звучание оркестра, которое невозможно ни с чем перепутать - узнаваемое с первых тактов, определившее целую эпоху. Гленн держал руку на музыкальном пульсе Америки, достигнув совершенства за четыре года.
Именно столько времени существовал его коллектив - со дня первой записи в 1938 году до финального концерта в 1942, когда Миллер распустил самый успешный оркестр за всю историю человечества, чтобы вступить в действующую армию. Оркестр Миллера стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, но и самым востребованным оркестром конца 30-х-начала 40-х годов.
После трагической гибели Гленна Миллера над Ла-Маншем число его поклонников не уменьшалось, и осиротевший оркестр продолжал жить, сохраняя название Glenn Miller Orchestra, со временем даже в трех ипостасях – американской, британской и европейской. Glenn Miller Orchestra UK под управлением Рэя Маквея существует с 1985 года, Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Вила Салдена - с 1990 года. В Израиль приезжает именно европейский оркестр Гленна Миллера под руководством пианиста Вила Салдена, базирующийся в Германии, летом 2008 года уже выступивший у нас в стране с огромным успехом. Именно этот оркестр получил лицензию на мировые гастроли и считается лучшим в мире бэндом, исполняющим музыку Гленна Миллера.
Миллер был гигантом в своей области; гением, легендой, музыкантом от Бога. И - как говорил критик Джордж Фрэйзер - "каждая его вторая песня становилась гимном эпохи". А как говорил поэт Томас Элиот "Когда великий поэт пишет о себе, он пишет о своем времени".
Создать совершенный оркестр (а тогда джазовый оркестр был излюбленной формой музицирования) Гленну удалось не с первого раза, но Миллер не отчаивался и вновь брался за дело с удесятеренной энергией и железной дисциплиной. Он знал, чего хотел, держался этого и без устали работал, чтобы добиться своего.
Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в глухой и снежной провинции Айова. Отец его сменил много профессий, но толку было мало. Семья Миллеров как была, так и оставалась бедной; лодка держалась на плаву исключительно благодаря силе воли матери Гленна. Несмотря на удручающую бедность, дети как-то ухитрились получить музыкальное образование; еще юношей Миллер попал в Университет Колорадо и устроился работать в оркестре Бена Поллока. где играл на тромбоне и занимался аранжировками. Позднее он играл с такими известными группами 1920-30-х, как группы Томми и Джимми Дорси, Реда Николса, Смита Боли и Бенни Гудмена.
Собрав со временем желаемый состав, Миллер поддерживал в оркестре почти военную дисциплину. Не только каждая аранжировка, а буквально каждый такт каждой песни репетировался тысячами раз; до тех пор, пока сама возможность ошибки оказывалась исключена. И репетировалась не только музыка, а все, вплоть до малейшего движения. Популярность оркестра Миллера росла со скоростью метеорита. Работоспособность Миллера и его музыкантов была за гранью фантастики.
Неудивительно, что оркестр играл как часы - и любовь народа к нему росла. За четыре года - только между сентябрем 1938-го и июлем 1942-го - они записали более двухсот композиций, едва помещающихся сейчас на пятнадцати CD. Более того - записи Гленна Миллера по объему продаж в 2000-м году вышли в США на одно из первых мест.
Гленн Миллер жил для своих слушателей. И слушатели отвечали ему абсолютной любовью. Некоторым людям на роду написано не умирать, а прямо из жизни переходить в легенду. 15 декабря 1944 года самолет, на борту которого находился майор Гленн Миллер, вылетел с военного аэродрома в Англии, чтобы доставить Гленна на концерт в Париж, но во Франции самолет не приземлился. Пропал бесследно, в вечность. И нам осталось главное, что было в его жизни - музыка. В январе 1946 года, спустя 13 месяцев после гибели Гленна Миллера, в нью-йоркском Capitol Theater дебютировал Оркестр Гленна Миллера - Glenn Miller Orchestra под руководством Текса Бенеке. На протяжении следующих пяти лет оркестр играл песни эры свинга. Позднее успех фильма "История Гленна Миллера" («The Glenn Miller Story» 1953 года с Джимми Стюартом в главной роли) привел к переизданию многих старых записей и возрождению Glenn Miller Orchestra в 1956 году.
Руководитель приезжающего в Израиль оркестра, пианист Вил Салден, голландец по происхождению, играет джаз уже более 40 лет и с детства был фанатом Гленна Миллера. Именно у него еще в 1980-х годах родилась идея создать новую версию коллектива. С 1990 года его оркестр получил официальную лицензию на знаменитое название - The World Famous Glenn Miller Orchestra - уровень оценили американские правопреемники Гленна Миллера и сын его близкого друга, который является президентом ассоциации «Гленн Миллер продакшн». Вил Салден с ювелирной точностью воспроизводит музыку и манеру игры оркестра Миллера по сохранившимся съемкам - фильмам «Серенада Солнечной долины» и «Жены оркестрантов», старым нотам и записям, считая, что эта музыка не устарела и нет никакого смысла ее менять. Репертуар и состав оркестра повторяет оригинальный: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, бас, ударные и фортепиано.
Гастроли в Израиле
Oркестр Гленна Миллера под руководством Вила Салдена с программой, посвященной истории свинга 40-60-х годов «The Very Best of Swing».
Энергия свинга на сцене - классические хиты «Moonlight Serenade», "In the Mood", «American Patrol», «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol», «Kalamazoo», «Little Brown Jug», «Pennsylvania 6-5000», «String of Pearls», «Don’t Sit Under The Apple Tree» прозвучат в Хайфе и Тель-Авиве.
Хайфа, 5 ноября, пятница «Аудиториум», 20.30
Тель-Авив, 6 ноября, суббота, «Гейхал ха-Тарбут», 20.30