В Тель-Авивском музее искусств до начала декабря 2010 года проходит выставка автопортретов и иллюстраций Авигдора Арихи – одно из значимых израильских художников, добившегося международного признания.
Авигдор Ариха - румынский еврей, израильский художник, житель Франции, человек мира. Ему посвящена новая выставка в Тель-Авивском музее искусств: автопортреты и иллюстрации к «Бродячему псу» Агнона. «Бродячий пес», выпущенный издательством «Таршиш» в 1960-м году, отразил все стили Арихи – от фигуративности до абстракции. А автопортреты, сделанные Арихой в период с 1948-го по 2001 год, показывают его и раннюю лирическую манеру, и позднюю, созерцательную.
Выставка небольшая - 18 автопортретов, пара десятков иллюстраций к «Бродячему псу» Агнона, уже выставлявшиеся в начале лета в Иерусалиме, в реконструированном Доме Агнона («Бейт-Агнон»). Ариха успел принять участие в подготовке экспозиции «Бродячий пес» (отрывки из романа “Тмоль Шильшом”, недавно вышедшем в переводе на русский язык), лично отобрав ряд иллюстраций – рисунки карандашом, гравюры на дереве, абстрактные работы, сделанные чернилами. Все вместе отображает несколько этапов и стилей его творчества. Эти иллюстрации были созданы для книги Агнона, изданной в 1960-м году ограниченным тиражом в издательстве “Таршиш” д-ром Моше Шпицером.
Настоящая фамилия художника – Длугач (Ариха - перевод родовой фамилии (широкий, просторный) на арамейский язык). Авигдор Ариха родился в 1929 году в местечке Радауты (Рэдэучи) на северо-востоке Румынии (Буковина) в немецкоязычной еврейской семье. Уже в детстве он проявил способности к рисованию. В 1941 году семью депортировали в нацистский лагерь смерти на Западную Украину. Авигдор выжил благодаря рисункам, которые сделал во время депортации, зарисовав происходящее и которые сумел показать представителям Красного Креста, посетившим лагерь в 1943 году (в 1971 семь этих рисунков были факсимильно изданы в Париже ограниченным тиражом). Его с сестрой освободили в 1944 году и переправили в Палестину, отец остался в концлагере и погиб.
Четыре года Ариха прожил в киббуце Маале ха-Хамиша. В 1948 году Авигдор – член ПАЛЬМАХа - принимавший участие в Войне за Независимость, был тяжело ранен, провел несколько дней в коме. После войны, в 1946-1949 годах Ариха учился в израильской академии искусств «Бецалель», где ему предоставили персональную стипендию, благодаря которой он смог продолжить обучение во Франции, в Школе изящных искусств в Париже, где изучал технику фресковой живописи.
Его знаменитое высказывание – «рука должна рисовать то, что видит глаз» появилось после того, как в конце 1950-х годов он пришел к абстрактной манере, но позже признал этот путь тупиковым и занялся фигуративной живописью. В его работах 50-60-х годов ощущаются хорошо усвоенные уроки западного абстрактного экспрессионизма и «лирического абстракционизма» отцов-основателей современного израильского искусства. В 1965 году Ариха пережил творческий кризис - отказался от живописи, занимался исключительно графикой. В своей статье «Рисунок и взгляд» от 1966 года, Ариха писал: «Рисунок надо видеть вне смысла. Рисунок не надо читать. Он - не идеограмма. Рисунку не вменяется никакая функция или должность. Он не является материализацией и ничего из себя не представляет. Сам по себе рисунок – поверхность, а на ней – линии, формы, пятна краски в состоянии напряженности. Художник преобразовал эту поверхность и позволил ей быть организованной».
Восемь лет он не притрагивался к кистям, а лишь делал зарисовки с натуры. В 1972 году Ариха сказал « Я осознаю, что все мои картины, все большие работы, которые я создал, все краски – все это спрятано в маленьком рисунке чернилами. Я родился в модернистском искусстве - оно было для меня отправной точкой, началом пути, но этот этап закончился. Я пришел к выводу и к решению рисовать только то, что видит глаз».
В Европе в 70-е годы новый – фигуративный - стиль художника быстро завоевал популярность. Ариха был признан значительным мастером и выдающимся интеллектуалом. Среди прочего, он публиковал эссе о художниках, составлял каталоги, выступал с публичными лекциями. Много и удачно работал и как книжный иллюстратор (среди прочего он иллюстрировал книги Бялика и Хемингуэя), и как куратор выставок, историк искусства, и даже снимал документальные фильмы о живописи Веласкеса, Вермеера и Караваджио.
Важную роль в жизни Авигдора Арихи играли его жена, американская поэтесса Энн Эйтик, а также друг, ирландский писатель и драматург Самуэль Беккет. С Беккетом, несколько книг которого Ариха проиллюстрировал, он дружил 34 года, до самой смерти Беккета в 1989 году. Ариха создавал тонкие, психологичные внимательные работы - недаром у него заказывали портреты королева Великобритании Елизавета II, Катрин Денев, Пьер Моруа и премьер-министр Англии. Его картины приобретают музей Д’Орсей, музей Современного Искусства, Музей Израиля. Наиболее известные работы Арихи - триптих «Мужество Израиля», витражи для синагоги в Вунсокете (Род-Айленд, США), ряд гравюр и литографий. Ариха также создал шесть витражей для зала заседаний Иерусалимского городского совета.
В последнее десятилетие жизни выставки Авигдора Арихи проходили в крупнейших галереях и музеях Израиля, Великобритании и Испании – в Британском музее, в Музее Тисена-Борнемиса. Он – кавалер ордена Почетного легиона, почетный доктор Еврейского университета.
К нынешней выставке в Тель-Авиве издано 2 каталога - «Бродячий пес» с интереснейшими статьями об Агноне, Арихе и д-ре Моше Шпицере, о связи текста и рисунка - явного и ассоциативного. Второй каталог - «Автопортреты» Арихи, где в одной из статей рассказывается о его дружбе с Беккетом.
Сайт Тель-Авивского музея искусств - http://www.tamuseum.com/