Мария Кравченко, режиссер-документалист, убеждена, что делать кино можно только о том, что болит, а если не болит, то лучше вообще не браться за дело. Ее больная тема – это Чечня, ей она посвятила два своих фильма – «Собиратели Теней» (2006) и «Части Тела» (2008-2009). Наши соотечественники получили уникальную возможность увидеть вторую картину, телевизионная премьера «Частей Тела» пройдет в четверг, 7 октября в 19.40 на канале yes Радуга.
Этот фильм стал призером многих престижных фестивалей: завоевал приз за лучший полнометражный документальный фильм международного кинофестиваля АРТДОКФЕСТ, главный приз международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», был выдвинут на соискание Национальной премии «Лавр», получил специальный приз жюри неигрового кино международного правозащитного фестиваля «Сталкер», приз за лучшую операторскую работу на международных кинофестивалях «Золотой глаз» в Грузии и «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, был номинантом и участником многих других кинопремий и фестивалей в СНГ и за рубежом.
Это фильм о чеченских парнях, которые детьми и подростками пережили войну и стали инвалидами. Сегодня, в мирные времена, эти молодые чеченцы, почти мальчики, пытаются жить полноценной жизнью, мечтают о любви и... играют в футбол.
О войне, о Чечне, о жизни и планах на будущее мы побеседовали с Марией незадолго до телевизионной премьеры ее фильма «Части Тела» в Израиле. Дело в том, что с недавних пор Мария Кравченко живет в нашей стране. Это случилось после того, как приехав год назад на фестиваль «Россия», она познакомилась с Сергеем Циркиным, режиссером монтажа. Теперь местом ее постоянного обитания стал Тель-Авив, где она ждет рождения своего первого ребенка.
«Весь ужас войны в том что она оставляет следы на теле Земли, как морская вода на песке после отлива, - говорит Маша. - Когда отступает война, мы видим остовы жилищ и части тел. Герои фильма - обычные чеченские парни, пережившие войну в детстве. Они родились на этой земле и другой земли не знают. Таких судеб, как у них, тысячи, и неважно, кто они – чеченцы, израильтяне, турки или греки. Они – следы войны».
Мария Кравченко и сама родилась на той земле, в Грозном. Ей было 12 лет, когда родители увезли ее из столицы Чечни, объятой войной. Она вернулась туда спустя много лет, уже взрослым человеком, вернулась, чтобы делать свое кино. Первый ее полнометражный фильм «Собиратели Теней» она снимала в 2006-м, сразу же после войны. Свой город, «знакомый до слез», узнать не могла, так он был измучен и искорежен войной. Долго искала дом, где прошло детство, - и не находила. Уже казалось, что дом просто не сохранился, не дожил до мирного времени. Потом наконец нашла, узнала – по виноградной лозе, по надписям детства на стенах. Дом выжил, но стал неузнаваем.
Второй раз она вернулась в Грозный в 2008-м, чтобы снимать «Части Тела». Город к тому времени уже подлатали, отремонтировали разрушенные здания, построили новые. Она говорит, что эта картина напомнила ей мозаику, в которой отсутствуют части рисунка, а на их месте образовались дырки. Цельная картинка распадается на части, и некоторых частей просто нет. Частей тела.
Мария давно хотела снять фильм о детях, которые выросли во время войны. И поначалу она собиралась снимать в разных странах, но потом остановилась на Чечне. «Части тела» она снимала при поддержке, которую получила от «Красного Креста» в качестве приза за свой первый фильм. Там же, в «Красном Кресте», ей рассказали о грозненской футбольной команде инвалидов. Во время войны эти парни, еще мальчишками, потеряли ноги и руки . Поначалу было непросто: ее герои не слишком охотно шли на контакт: «Чеченцу - мужчине и мусульманину не очень просто раскрыться перед русской девушкой. Но нас объединила любовь к родине, и все остальное перестало быть важным».
Удивительно то, что ее герои, оставшиеся кто без ноги, кто без руки, чувствуют себя полноценными людьми – и духовно, и физически. И еще: все они в один голос утверждали, что оружие в руки не возьмут. И даже если бы были здоровы физически, все равно не пошли бы воевать. Но это не имеет ничего общего с христианским смирением: «Щеку вторую они не подставят, - говорит Мария, - очень гордый народ. Но и бросаться с кинжалом тоже не станут. Это стало для меня открытием, ведь, казалось бы, им и их семьям причинили столько боли и горя, а им не хочется отомстить». Она называет их «уставшим поколением», которое впитало в себя боль и страх. Эти ощущения присутствуют в их жизни чуть ли не на генетическом уровне – как иначе можно объяснить тот факт, что маленькая дочка одного из героев, не знавшая войны, пугается звуков фейерверка и прячется от них?
Фильм Марии Кравченко далек от политики, при этом зритель осознает, что война – это абсолютное зло, но люди сильнее этого зла. И еще: ее картина разрушает образ врага, старательно выстраиваемый российскими СМИ.
Картина сделана в черно-белой графике, что создает особое настроение. Наверное, фильм на военную тему таким и должен быть – черно-белым, совпадающим по цвету с кинохроникой совсем уже далекой войны, случившейся в середине прошлого века.
В производстве картины Марии Кравченко помогали режиссер Евгений Григорьев и всемирно известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко. О своем знакомстве с последним Маша рассказывает с огромной теплотой: «Мне необыкновенно повезло. Я пришла к нему уже на третий курс ВГИКа (Всероссийского Института кинематографии) с материалом для фильма «Собиратели Теней». Это была часть отснятого материала. Он посмотрел и сказал, что берет меня к себе на курс. И с тех пор помогает. Профессионально и душевно. Он удивительный Мастер, Учитель в самом высоком смысле. Его учительство ненавязчиво, не назидательно. Он учит наблюдать, чувствовать, сопереживать».
Сейчас Маша работает над своим новым фильмом, его рабочее название «Жить и жить бы...». Этот фильм о ее маме, которая пять лет назад умерла от рака, и в основу этой картины лег материнский дневник. Маша говорит, что этот фильм станет для нее покаянием перед мамой, которая ушла так рано. Этот фильм не о болезни, но о боли - о маме, которую «не досмотрела, не долюбила»... Ведь если нет боли, то лучше не браться за дело, помните?
Смотрите картину Марии Кравченко «Части тела» на канале yes Радуга 7 октября в 19.40.
Вера Рыжикова