Вчера, в четверг, 21 октября, в тель-авивской гостинице «Ренессанс» состоялась пресс-конференция с режиссером и актерами, которые прибыли в Израиль накануне первого спектакля и пришли в зал буквально с трапа самолета.
В этом году отмечали 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Что заставляет режиссеров всего мира вновь и вновь возвращаться к чеховским героям? Режиссер Андрей Кончаловский не побоялся вступить в полемику с самим собой: 40 лет тому назад он снял замечательный фильм «Дядя Ваня» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, и вот теперь - международная премьера театрального спектакля по одноименной пьесе Чехова.
На вопрос, почему вновь Чехов, Андрей Кончаловский сказал: «Он вечен, потому что у него нет ответов на те вопросы, которые ставит жизнь, а есть тайна, и каждый по-своему пытается к ней приблизиться… Чехова можно ставить каждый год. Для меня – это очень близкий художник. И не так важна новая или современная концепция, важно, чтобы это волновало зрителя».
На этот раз Андрей Кончаловский был приглашен для постановки спектакля в Государственный академический театр им. Моссовета: «Нас там любят, и мы дорожим этим, потому что этот театр хранит культурные традиции русского театра. И сам спектакль – продукт любви, я работаю с теми артистами, которых не случайно приглашаю к себе, с теми, с кем люблю работать». На конференцию успели прибыть Юлия Высоцкая, Наталия Вдовина, Павел Деревянко, Ирина Карташева, а позднее присоединились Александр Домогаров, Александр Филиппенко и другие актеры, чьи имена хорошо знакомы нашим израильским зрителям.
«Дядя Ваня» - одна из лучших психологических пьес Чехова. По словам Кончаловского, сохраняя текст классического произведения, он в своей театральной постановке по-новому переосмысливает и интерпретирует поступки героев. Обаятельный актер Павел Деревянко, который играет дядю Ваню, в короткой беседе со мной выразил свое отношение к своему герою: он считает, что многое в жизни зависит от самого человека, от его способности к преодолению… Это несколько иная трактовка, чем была у Станиславского, который считал, что «поэтически- нежный дядя Ваня глохнет в захолустье, а тупица профессор блаженствует в Санкт-Петербурге, и вместе с себе подобными правит Россией». Тем интереснее нам посмотреть пьесу Чехова в современной постановке выдающегося режиссера и в исполнении талантливых актеров.
Чехов: говорил: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Скучающие герои на фоне деревенской жизни не означает скучные – они страдают, любят, смеются и плачут, и если это волнует зрителя, значит, спектакль состоялся. Посмотрим!
22 октября – Беер-Шева, «Центр сценических искусств»
23 октября – Хайфа, «Аудиториум»
24 октября – Тель-Авив , «Центр сценических искусств»
Начало спектаклей – в 20.00.
Изабелла Слуцкая