Многие известные барды, такие как Юлий Ким, Владимир Высоцкий, дуэт «Иваси» в какой-то момент своего творческого пути создавали мюзиклы - «Московские кухни», «Алиса в стране чудес», «Норд-Ост»… Можно предположить, что это - признак творческой зрелости, когда формата одной песни становится мало для того, чтобы спеть о главном. Сегодня коллекция «бардовских» мюзиклов пополнилась еще одним замечательным музыкальным моноспектаклем «Играем Тургенева» молодого и очень талантливого автора-исполнителя Тимура Шаова.
Фактически каждая статья об этом необычном барде начинается с рассказа о его медицинской карьере сельского врача в станице Зеленчукская, которой он посвятил 12 лет своей жизни и которую оставил ради профессиональной сцены почти 15 лет назад.
Безусловно, этот жизненный этап наложил определенный отпечаток на творчествоТимура Шаова – ему присущ известный цинизм, свойственный медикам. Однако его музыкальный багаж уже давно вышел из разряда «медицинского юмора», - уж слишком глубоки и многослойны его вроде бы шутливые песенки. И музыка, и тексты выдают в нем человека начитанного и образованного – интеллигента в лучшем смысле этого слова. Язык его песен богат образами и ассоциативен – что ни строчка, то афоризм, каламбур. Точные и едкие «шаовизмы» уходят в народ. Тексты песен просто разбирают на цитаты – краткие, емкие, парадоксальные.
Как сказал Юлий Ким: «Тимур Шаов замечательно продолжает современным языком наследие баллад Галича и Высоцкого…». Однако сам Тимур Султанович, несмотря на восторженные отзывы слушателей и «коллег по цеху», себя поэтом не считает, и говорит, что тексты его песен – вовсе не стихи, а слова, положенные на музыку. Музыкальное сопровождение песенок Шаова – именно так он называет свои сатирические монологи, - играет важную роль в его юмористических зарисовках и наполнено аллюзиями на известные мотивы от уличных «блатных» до оперных арий.
Рассказать, что же представляет из себя творчество Тимура Шаова довольно сложно, его стиль не поддается классификации. Российская журналистка Нателла Болтянская сравнивает Шаова с Ван Гогом, покушающегося на уши слушателей, а наш соотечественник Борис Слуцкий - с ранним Галичем, «когда уже стало понятно, какого уровня таланта появился на небосклоне, но никто еще не знал, каких именно вершин он достигнет».
Однако сам Шаов в лучших традициях простого русского интеллигента довольно скромен в оценке собственного творчества: «С самого начала это были песни для моих друзей. Они имеют абсолютно прикладное значение, в том смысле, что если поднялось настроение у моих друзей, если они посмеялись, я считаю свою задачу выполненной».
В ноябре этого года Тимур Шаов выступит перед израильтянами со своей новой «Антикризисной» программой, во время которой музыкант представит вниманию слушателей песни, вошедшие в его свежеизданный альбом «О чем молчал Герасим»: «Пара слов о кризисе», «Случай в Кремле», «Рыбалка», «Мусорная куча», «Нужные слова», «Пора, мой друг, пора!», «Кто виноват?», «Не ори на жену», «Аутотренинг» и мумузикл «Играем Тургенева».
«О чем молчал Герасим» заметно отличается от предыдущих альбомов, в нем, согласно кулинарной терминологии, появилась перчинка – забористая, горькая, ароматная. Благодаря ей, сатира Шаова заиграла новыми гранями. Новый альбом-рекордсмен по количеству авторских находок и парадоксов, переворачивающих смысл песенок с ног на голову.
Неоднозначность текстов, великолепное музыкальное оформление - все это свидетельствует о наступившей зрелости автора. Финальная композиция альбома «О чем молчал Герасим», мумузикл «Играем Тургенева» - замечательнеший сатирический мюзикл в лицах по мотивам тургеневской повести «Му-му»,- яркое тому доказательство. Мумузикл – вещь совершенно нового уровня для Тимура Шаова, и, по мнению его поклонников, родственная филатовской «Сказке о Федоте-стрельце», вполне достойная отдельного диска – настолько она самобытна и самодостаточна.
В рамках двухчасовой концертной программы прозвучат и другие песни – уже полюбившиеся слушателям. Те, кто однажды побывал на концерте Тимура Шаова, знают, этот обаятельный очкарик с большим вниманием относится к просьбам пришедших на концерт слушателей и старается откликнуться на все просьбы, исполняя песни и отвечая на записки тонко, с юмором, как и полагается настоящему интеллигенту.
Концерты Тимура Шаова состоятся 5.11.2010 –в Хайфе, 7.11.2010 – в Беэр-Шеве, 8.11.2010 – в Иерусалиме, 10.11.2010 – в Петах-Тикве, 11.11.2010 –в Холоне, 13.11.2010 – в Реховоте.