Исторические фильмы снимать трудно. Прежде всего потому, что всегда кто-то обвинит сценариста и режиссера в искажении истории. Но когда речь идет о событиях 16-го века, вряд ли найдется специалист, который с уверенностью мог бы утверждать, что все происходило так, а не иначе. Особенно, когда речь идет о событиях 16-го века в России, в темные и грозные времена правления Иоанна 4-го. А потому любая трактовка, если, конечно, это трактовка талантливая и честная, имеет право на существование. В пятницу, 29 октября, канал yes Радуга будет транслировать в рамках премьерного показа фильм Павла Лунгина «Царь», - фильм, который по жанру и подаче материала подпадает под категорию исторических.
Фильм этот все же на историческую достоверность претендует – вопреки множеству фактических несостыковок. Претендует не повторением событий, перечисленных в летописях, а ощущением эпохи и ее персонажей. И надо сразу признать: у Лунгина и его актеров это получилось. Получилось темное и грозное время, полное торопливых и страстных православных молитв и языческих жестоких потех.
История, которую показывает нам Лунгин, - это несколько эпизодов из жизни царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа, разворачивавшихся между 1665 и 1668 годами. История о том, как отчаявшийся государь попросил своего товарища по детским забавам игумена Филиппа приехать в Москву из монастыря и стать митрополитом. На деле же это история о том, как умный и честный человек искренне заблуждался, надеясь, что можно принести пользу отечеству, служа престолу, и о том, как жестоко был наказан за свою честность и свой ум.
Роль митрополита Филиппа стала последней для гениального Олега Янковского, и когда смотришь финальные кадры фильма, невольно возникает грустная параллель. Что касается Ивана Грозного, то его сыграл – вернее, виртуозно исполнил – Петр Мамонов. Сумасшедший взгляд, редкозубый шепелявый рот, слипшиеся волосы, сутулость и худоба, - неужели это и есть великий самодержец, державший в страхе приближенных и народ свой? Увы, история приводит нам множество примеров, когда безумцы и психопаты властвовали над толпой, а толпа пред ними преклонялась.
Фильм оставляет мощное и неоднозначное ощущение. В нем немало жестоких натуралистичных сцен, но сцены эти органично вписаны в эпическое полотно, а потому не вызывают отторжения. И еще в этой картине множество театральных, живописных и фольклорных аллюзий, и каждый зритель может в силу своих знаний и умений разгадывать эти загадки и смыслы.
Вот первый «парадный» проход жестокого тирана – его выход к взбунтовавшейся толпе. Босые ноги на гладко оструганном деревянном полу, несвежая нательная рубаха, узловатые руки и жидкая борода. Только что он плакал и молился и был похож на испуганного старика, и вот сейчас ему предстоит преобразиться в грозного правителя. Услужливая челядь на ходу подносит одежды, слой за слоем облачает тщедушное тело в монаршьи одеяния, вот посох вложен в узловатую руку, вот шапка Мономаха венчает голову.
Толпа падает ниц в страхе и благоговении, но грозный правитель сам испуган до полусмерти и пытается отступить, скрыться в надежных и теплых покоях. Пути назад, однако, нет, и перед смердами великий государь разыгрывает гениальную сцену, великолепную истерику, которая, вопреки логике и здравому смыслу, срабатывает лучше всяких убеждений.
Почти 60-летний Мамонов играет царя, которому на момент происходящих событий едва исполнилось 35 лет. Нам не может быть доподлинно известно, как жили, чувствовали и выглядели люди этого возраста в те суровые времена. Возможно, они ощущали себя глубокими стариками. Возможно, к этим зрелым годам они уже становились редкозубы и шепелявы. А возможно, Лунгину было важно – вопреки историческим реалиям - именно так представить самого грозного русского царя.
Смотрите фильм «Царь» на канале yes Радуга 29 октября в 21.00.