Она – живая Легенда. Легенда театра и кино. Настоящая, большая Актриса, не меняющаяся в своем масштабе. Никакие внешние признаки – ни смена времен, ни властей, ни понятий – ничего не меняют в ее восприятии: она - Легенда, которая, по счастью, еще с нами. Мало того, что с нами – она до сих пор выходит на сцену, а значит, жива творчески.
Ада Роговцева приезжает к нам в Израиль в антрепризном спектакле «Будьте здоровы, мсье». То, что она согласилась в нем играть – уже говорит само за себя. В этом спектакле у Ады Роговцевой – совсем небольшая роль. Но большие артисты ради хорошего спектакля соглашаются и на такое. Даже Ада Роговцева. Ну конечно и Ада Роговцева. Она же такая своя!
Ада Роговцева – настоящая народная актриса в истинном смысле этого слова. И - настоящая Женщина, которая и в этой ипостаси реализовала себя так же талантливо, как и в профессии. Она любила, была любима, родила детей – сына Костю и дочку Катю, которые ее не просто любят - боготворят, так же, как и она – их. Об этом можно только мечтать: выходить на сцену в спектакле, который поставила ее дочь к ее юбилею по ее выбору!
- Ада Николаевна, как ваше здоровье?
- Спасибо, хорошо.
- Вам надо желать – будьте здоровы, мадам?
- Спасибо, в моем возрасте это уже необходимо желать.
- Догадываетесь, почему я это у вас спрашиваю?
- Конечно.
- Как в вашей актерской жизни возникла такая антреприза?
- А меня позвали – и я согласилась! Я могу сказать, что я в замечательном коллективе работаю, с хорошими актерами, большими мастерами. И комедия очень хорошая, она очень озорная, увлекательная и очень поучительная. Потому что ослепляющее все на свете желание разбогатеть, обмануть, обхитрить – оно наказуемо.
- Как вы относитесь к своей героине в этом спектакле?
- Я к ней симпатично отношусь, потому что она труженица и честный человек. Она просто на секундочку обманулась, проявив все худшее, что в ней «дремало»…
- Вы согласны с такой сентенцией - ничто так не характеризует человека, как его отношение к деньгам?
- Не знаю, не знаю… Я знакома с людьми, которые достаточно богаты и они остались людьми. Но, конечно, этот процент невелик. В общей массе человечества.
- А как вы относитесь к деньгам? Вы легко с ними расстаетесь?
- У меня никогда их не бывает, а если вдруг появляются, то я всегда с ними расстаюсь более чем легко: вокруг меня всегда есть люди, которым нужно на кусок хлеба, а не на брошку, машину, бриллиант или еще что-то. Поэтому я отдаю все, что у меня есть тем, кому это нужно на пропитание и существование. Я имею ввиду своих родственников, потому что я уже с 18 лет помогаю им. Раньше у меня было много возможностей помочь им, сейчас все меньше и меньше…
- Все герои комедии «Будьте здоровы, мсье!» ведут активную борьбу за наследство, и ваша героиня – не исключение. У нее даже появился шанс - завещание было переписано. Вы, то есть она, жалеет о крушении своей мечты?
- Но у нее не было мечты – это был кратковременный обман. Она человек обеспеченный, она своим трудом обеспечила себе достойную старость, а тут такая фантасмагория, которая ослепила ее… Мне кажется, что на ней произошедшее никак не отразится, она будет доживать достойную старость.
- А вы мечтали об огородике на средиземноморской вилле?
- У меня есть, только у меня нет времени этим заниматься. А так у меня есть земля, и есть сад, и есть великая радость присутствия во всем этом во все времена года…
- Можно ли задать вам очень личный вопрос – какая ваша главная мечта не сбылась?
- Нет, у меня одна мечта – с детства – чтобы все мои близкие, родные, все, кого я знаю и люблю, - чтобы они были благополучны, спокойны и здоровы. Эта мечта всю жизнь у меня была и есть. И с этим я и уйду в мир иной. Благославляя тех, кого я любила.
- Не надо торопиться, вам до этого еще далеко. Вы приезжаете в Израиль не в первый раз, и знаете, что на нашей Святой Земле у Стены Плача можно без посредника попросить, что хочется – и сбудется. Будете просить?
- Да, и я с радостью это делаю, каждый раз, когда бываю в Израиле. У меня же у вас внук родился! Мой Алеша. Поэтому для меня эта земля – родная.
- Ада Николаевна, вы ведете свой счет – в который уже раз вы приезжаете в Израиль?
- Вы знаете, нет. Я с таким нетерпением жду возвращения на эту замечательную землю, к людям, которых я так люблю, к солнышку из нашей такой холодной погоды… Мне очень и очень не терпится. Я приезжаю к вам как гость, но я приезжаю и работать. Работать в Израиле для меня - как-то светло, радостно, и празднично.
- Вы любите Израиль? Выделяется он «на карте вашей души»?
- Очень. У меня же в Израиле родился мой внук Алеша! Там была Катюшка (дочь Ады Роговцевой – Екатерина Роговцева-Степанкова – П.Л.) 2 года, и Алеша там рождался, и прожил год и 10 месяцев, - первые в своей жизни. Поэтому для меня Израиль еще и как-то кровью связан - с моей семьей, с моей душой, с моим сердцем.
- Вы, наверное, по-матерински счастливы: ваша дочь – актриса, как вы, и режиссер, как ваш муж… Катя поставила спектакль для вас, и играла с вами на одной сцене, и не где-нибудь, а в продолжении Варшавской мелодии – спектакля, который вам дорог особенно… Каково это – быть на сцене с родной дочерью?
- Я сейчас играю спектакль, который поставила моя дочка, - «Розовый мост» в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Это был ее дипломный режиссерский дебют. Театр всегда переполнен на этом спектакле, и это такая радость, что даже уже не думаешь про свое участие! Это не так тебе греет душу, как то, что жизнь продолжается - в детях.
А когда я вижу мою Катю в «Варшавской мелодии-2», в роли, в которой я выходила, когда была ею беременна, - я даже передать не могу свои чувства… Я очень много месяцев играла с Катей этот спектакль… Я носила Катюшу под сердцем, - и выходила на сцену. И Катя говорит: "Мама! Мне это так дорого и так легко, потому что я знаю это как бы изнутри"...
- Порадовался ли бы ваш муж, Константин Степанков, светлая ему память, если бы увидел вас вместе с вашей дочерью на одной сцене?
- Костя успел. Он уже очень плохо себя чувствовал, но успел увидеть и порадовался. Но вы знаете, он мечтал о том, чтобы она смогла себя осуществить в режиссерской работе. И если бы Костя был на спектакле, который Катя поставила для меня - он был бы счастлив.
- Вы с Константином Степанковым не дожили совсем немного до золотой свадьбы…
- Три года. Он очень мечтал.
- Он ушел. Что самое важное вы вынесли из совместной жизни? Что вообще самое важное в супружеской жизни?
- Самое главное – это дети. Главное – это не предавать своих детей. Независимо от того, как у них сложится жизнь. Они - твое естество, и им нужно отдавать себя без остатка, и не скупиться.
- Мы уже говорили о вашей дочери Кате, которая носит двойную фамилию – Роговцева-Степанкова. Я общалась со многими актерами, и они, как правило, не хотят, чтобы их дети становились актерами. Когда вы узнали, что ваша дочь хочет стать актрисой, вы отговаривали ее от этого шага?
- Катя училась в университете на украинской филологии. Она ушла после первого курса. Взяла академический отпуск, - и уже не вернулась. Хотя, в общем-то, и все преподаватели, и все студенты успели ее очень полюбить, в нее поверить, и говорили, что ее очень недоставало в университете.
- А чем был вызван перерыв в учебе?
- Она как раз уехала в Израиль, родила сына… Знаете, говорят, чтобы много не есть, надо сделать перерыв в еде. Так получилось и у Катюши. Она ведь выходила на сцену с пяти лет, - играла девочку Лесю Украинку в спектакле "Надеяться" Юрия Щербака, в театре Леси Украинки, где я работала. Я играла Лесю Украинку взрослую, а она - маленькую, которая еще ребенком стала писать стихи. И вот, девочка Катя выходила на сцену в украинском платьишке и очень проникновенно и умно читала первое написанное Лесей Украинкой стихотворение. И в других спектаклях играла. И может быть, то, что она еще в раннем детстве вдохнула вот эту власть над залом… Она - впечатлительный человек. Когда выходишь на сцену и завладеваешь вниманием очень многих людей… Это очень хочется повторять. Это моя, наверное, вина.
- А вашего сына Костю вам не пришлось отговаривать?
- Костя не актер, он режиссер, и не очень счастливый в этом отношении. Наверное, потому, что он кинорежиссер, и он пришел на киностудию, когда она распалась. Человек он не хватающий, не унижающийся, и не приспосабливающийся, - все - папин характер, трудный характер. Поэтому он пишет стихи, сценарии, поставил в свое время для меня три спектакля, достаточно успешных, и занимается экологическими вопросами, вопросами детства, - параллельной профессией.
- В другой песне есть такие слова: «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить…» Вы согласны?
- Да, это Алисочка Фрейндлих поет. Молодец, замечательно она это все так правильно понимает. Потому что она, помимо того, что киноартистка, она еще и большая-большая умница. И я принимаю, благословляю время свое. Это и очень огорчает, потому что много всякого приходит каждый день, неожиданно, неприятного с возрастом. Но оно же проходит...
- Будьте счастливы и благополучны, со своими детьми, внуками и со своими ролями.
- Спасибо, родная. Я надеюсь, мы встретимся. Бог поможет. Вам, и вашим близким тоже, и всем-всем в Израиле - всего самого-самого благословенного. До свидания.
Полина Лимперт