«Родила тебя в пустыне
Я не зря
Потому что нет в помине
В ней царя..»
И. Бродский «Колыбельная»
Веками пустыня влекла к себе философов, святых, мечтателей и изгоев. Можно бесконечно искать объяснения этому мистическому притяжению – то ли бескрайность и вечность самой пустыни, то ли близость к Нему, то ли динамика статики этой живой субстанции – пустыни… В любом поколении, в любой стране люди уходили в пустыню, подобно Маленькому Принцу, в поисках самих себя. Многие исчезали в ней, но находились и такие, которым удавалось найти среди дюн и теней скрытый от посторонних глаз родник. Или создать его своими руками.
«Пустыня запрещенного искусства» - это не просто документальный фильм о смелом человеке, уникальном художнике, реставраторе и коллекционере Игоре Савицком. Это новая история о маленьком принце, на сей раз не заблудившемся среди песчаных дюн, а пришедшем сюда сознательно, чтобы посадить и сохранить свою розу.
Роза принялась и цветет до сегодняшних дней. По оценкам специалистов, коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, носящего сегодня имя Игоря Витальевича Савицкого, является лучшим художественным собранием Азиатского региона.
Этот музей обладает одной из первых по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда. Английская газета «Гардиан» назвала его «одним из прекраснейших музеев мира». О коллекции Нукусского музея специалисты пишут, что она «проливает свет на историю русского искусства» и «дает истинную картину художественной жизни 1920-1930 гг.» (проф. Хансен-Леве, Ж.К. Маркаде).
Фильм режиссеров Чавдара Георгиева и Аманды Поуп (совместное производство США – Россия – Узбекистан) был представлен в нашей стране на последнем фестивале Док-Авив. А эксклюзивная телепремьера фильма состоится 11 ноября на канале yes Радуга. Этот фильм, результат многолетних исследований, поведает зрителю уникальную историю создания и развития государственного музея искусств Республики Каракалпакстан и его жемчужины – коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира.
В фильме собраны уникальные интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками. Шаг за шагом, в почти хронологическом порядке, фильм рассказывает историю постепенного уничтожения всего, не совпадающего с мощным потоком соц-реализма в молодой Стране Советов. Савицкого не зря называют «Шиндлером русского искусства». В разгар сталинских репрессий Савицкому удалось совершить настоящее чудо - вывезти в пустынную тьму-таракань и сохранить в музее целый пласт погибающей русской культуры. Его расчет был прост – вдали от столицы, вдали от Кремля, искусство получало шанс на жизнь. Всесильные чиновники не простирали свое влияние и сферы своих интересов на богом забытые уголки бескрайней родины. А значит – там можно было жить и творить, не опасаясь постоянного надзора и гонений. Савицкий вывез из Москвы и других городов Союза 44 тысячи работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда.
Савицкий не ограничивался лишь русским искусством. В многочисленных экспедициях по аулам Каракалпакии ему удалось собрать и сохранить уникальную коллекцию образцов народно-прикладного искусства. Сегодня эта коллекция представляет собой, по сути, генофонд каракалпакской культуры.
Фильм рассказывает не только о создании уникальной коллекции, но и о самом человеке, сумевшем сотворить невозможное в те времена, когда его соотечественники были озабочены исключительно борьбой за выживание. Савицкому удалось сыграть в опасную и рискованную игру с самой Системой, чьи колеса уже раздавили миллионы жизней. Само Министерство культуры субсидировало создание его музея и его коллекции, не ведая об истинных намерениях художника.
Как ему удалось сделать невозможное и что ждет картины ныне модного русского авангарда завтра?
Об этом узнают зрители канала yes Радуга, посмотрев фильм «Пустыня запрещенного искусства» в рамках мировой телепремьеры 11 ноября.