Дефицит пророков в собственном отечестве подтвержден историей. Тем удивительнее находить, пусть изредка, исключения из этого печального правила. Такие находки подобны редким жемчужинам, извлеченным из океанских глубин, а в нашем случае – из глубин песчаных, пустынных и неизведанных.
Именно такую «жемчужину» в песках удалось отыскать двум американским режиссерам – Чавдару Георгиеву и Аманде Поуп, в песках Каракалпакии, почти на самом краю света. Эта находка после семилетней обработки превратилась в полнометражный документальный фильм «Пустыня запрещенного искусства» совместного производства США, России и Узбекистана. В нашей стране фильм был представлен впервые на последнем фестивале Док-Авив, а эксклюзивная телепремьера состоится 11 ноября на канале yes Радуга.
«Пустыня запрещенного искусства» – это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан. Речь идет о коллекции прикладного искусства народов Средней Азии и живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, этот «Шиндлер русского искусства», совершил настоящее чудо – в разгар сталинских репрессий и в последующие годы он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным – вдали от столицы и от могущественных «чиновников от искусства», запрещенные и неугодные власти полотна обрели шанс на жизнь. В фильме собраны уникальные интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками.
Нам удалось связаться с «ловцом жемчуга», режиссером фильма, Чавдаром Георгиевым и задать ему несколько вопросов о том, как удалось аспиранту Киношколы Южнокалифорнийского университета и бакалавру Чикагского института искусств, отыскать уникальную коллекцию Игоря Савицкого в песках Каракалпакии и донести до людей то, что десятилетиями скрывалось от глаз.
- В течение семи лет вы готовились к этой премьере. Сегодня, оглядываясь назад, какие итоги вы подводите? Какие выводы делаете? Что считаете самой большой удачей, сожалеете ли о каких-то просчетах, сделанных в процессе съемок?
- Семь лет – срок немалый, почти библейский. Семь долгих лет мы собирали материал для этого фильма, искали субсидии, беседовали с людьми культуры и искусства, путешествовали по пустыням Каракалпакии. Это было удивительное, увлекательное путешествие, много нового открыл для себя и я, и моя коллега и партнер Аманда Поуп. Для нее вся пост-советская действительность выглядела почти сюрреалистически.
Что считать нашей главной заслугой и удачей? Пожалуй, сам факт выхода на экран нашего фильма и есть главная удача. Ведь нам удалось познакомить мир с гениальными художниками уровня Кандинского, Малевича, Шагала, о которых никто не знал, и не узнал бы, пожалуй, до сегодняшних дней. Кроме того, Нукусский государственный музей искусств, о котором не знали даже жители Каракалпакии, заслуживает самого пристального внимания искусствоведов всего мира – здание музея нуждается в срочной реставрации, и я очень надеюсь, что внимание мировой публики поможет найти средства на реставрацию и поддержать этот музей.
Недоработок, осечек и просчетов хватает всюду – и мы, конечно, не исключение. Но, оглядываясь назад, я ни о чем не жалею и очень доволен результатом наших трудов. Пожалуй, даже будь у меня такая возможность, я не стал бы ничего менять в фильме. А вот сюрпризов было немало: почти каждый день съемок, каждое отснятое интервью, приносили с собой новые открытия и неожиданности. Например, мы с удивлением узнали, что Савицкому удалось не просто собрать необыкновенную коллекцию раннего советского авангарда под носом у КГБ и уберечь все полотна, но сделать это на государственные средства, искусно завуалировав истинные мотивы своих действий – это просто невероятно! Для этого нужно быть гением, причем гением бесстрашным, ловким, с чувством юмора и бесконечной преданностью своему делу.
- Вы упомянули новизну восприятия советских реалий… Хотя Вы дитя нового поколения, Вам эта действительность немного знакома, но как удалось постичь все это стопроцентной американке Аманде Поуп?
- Аманда - опытный режиссер, и как всякий профессионал способна проникать в детали и постигать специфику, необходимую для изучения материала. Мы с Амандой работаем вместе около десяти лет, совсем недавно нам довелось снимать фильм о демократических лидерах и новых предпринимателях стран СНГ, так что советские и пост-советские реалии для нее не новость. Мы с ней объездили почти все бывшие республики Советского Союза и удивить ее было почти невозможно. И все-таки мы оба были поражены, впервые услышав об уникальной коллекции Савицкого в Нукусе. Могу пообещать зрителям, что даже те, кто прекрасно знакомы с советской системой, с ее главными действующими лицами и просто «винтиками», будут удивлены, посмотрев этот фильм.
- Кстати о системе и ее «винтиках»: как удалось вам наладить контакт с бывшими руководителями советских времен, чувствовали ли вы сопротивление с их стороны, или наоборот, новые времена позволили им избавиться от страха?
- Наладить контакты с руководством и чиновниками бывшей советской системы оказалось до странного просто. Бывший первый секретарь компартии Каракалпакской АССР и его коллеги очень уважали Игоря Витальевича Савицкого, поэтому с удовольствием рассказывали о его талантах, о его настойчивости и целеустремленности. Для них бывший москвич, изучающий Коран вдали от родины и увлеченный сбором никому не известных полотен, был фигурой странной, немного не от мира сего, но заслуживающей бесспорного уважения и даже преклонения. Однако когда дело дошло до архивов, мы столкнулись с настоящими проблемами, и вовсе не потому, что нам отказывали в доступе к оригиналам или к дневникам художников. Дело в том, что в те времена почти никто не решался высказывать свои настоящие мысли, да еще и в письменном виде!
Редко кто доверял бумаге самое сокровенное и волнующее – ведь личный дневник мог стать уликой в неблагонадежности и подвести под тюрьму, а то и под расстрел… Многие частные архивы были уничтожены во время репрессий или просто утеряны, нам пришлось провести немало времени в попытках найти достоверные документальные отголоски тех дней и людей.
Каждая записка, дневник, фотография расценивалась нами на вес золота, каждый клочок бумаги становился драгоценным кладом. Это была увлекательная работа, и я думаю, что мы можем гордиться ее результатами. Нам удалось донести до мира потерянную главу из летописи советского и российского искусства.
Перед зрителями канала yes Радуга открывается редкая возможность – первыми в мире увидеть уникальные кадры, отрывки из интервью, познакомиться с работами художников, о которых еще не слышал мир, и с удивительным, ярким и покоряющим сердца явлением, имя которому – Игорь Витальевич Савицкий.
Смотрите мировую премьеру фильма "Пустыня запрещенного искусства" 11 ноября в 19.05 на канале yes Радуга.