Главное составляющее антрепризы – знаменитые актерские имена. А если в антрепризе есть много таких имен - это говорит о ее качестве в целом. К плохому режиссеру в низкопробный фарс уважающие себя актеры, имеющие имя и любовь зрителей, играть не пойдут – себе дороже.
Завоевывается авторитет трудно, потерять его можно в один вечер. Судя по актерскому составу – Алексей Гуськов, Ада Роговцева, Лидия Вележева, Антонина Венедиктова, Сергей Рубеко, Алексей Панин - антрепризный спектакль «Будьте здоровы, месье», который был признан лучшим спектаклем сезона, и который уже с 22 ноября у нас в Израиле – действительно хороший спектакль.
В этом спектакле занят актер, который знает о нем все – он играет в нем на протяжении добрых нескольких десятков лет. Он играл в этом спектакле, когда он был частью репертуара Академического Театра имени Вахтангова. Начинал не с главной роли, потом перешел на главную, причем принял эстафету от самого Владимира Этуша. В этой антрепризе по воле режиссера уступил главную роль Алексею Гуськову, но по-прежнему выходит на сцену – интересно складывается актерская жизнь у Вячеслава Анатольевича Шалевича, Народного Артиста России.
- Вячеслав Анатольевич, я знаю, что Вы работаете в труппе театра имени Вахтангова свыше пятидесяти лет, сейчас – в ранге художественного руководителя. На ваш взгляд, академический театр сильно изменился за это время?
- Меня приняли в Театр имени Вахтангова сразу после окончания Щукинского училища, и это было большое счастье, потому что я еще застал на сцене великих мастеров, которые жили этим театром, дышали им. Они нежно относились к молодым. Но всё происходило по-разному, в зависимости от времени...
- А за последнее время как-то изменился репертуар, или театр имени Вахтангова следует своим классическим канонам?
- Когда ушел Рубен Николаевич Симонов – сейчас театр носит его имя - театр растерялся. Пришел его сын Евгений – но он руководил театром не очень удачно. Затем во главе театра встал Михаил Ульянов – великий человек, грандиозная личность, но - без права режиссуры, и это оказалось опасным. В театр в разное время приходили новые режиссеры - Виктюк, Фоменко, Мирзоев, - каждый, конечно, Большая Личность, но они как бы «разбазарили» театр на свои «почерки». В такой ситуации театру было тяжело выживать, потому что театр должен быть целостный организм, у театра должен быть репертуар, сформированный главным режиссером. У театра должен быть хозяин. Три года назад в наш театр пришел новый художественный руководитель - Римас Туминас. При нем изменился и профиль театра, и его репертуар, - всё изменилось...
- По словам режиссёра Владимира Иванова, спектакль «Будьте здоровы, месье!» имеет давнюю и богатую историю на сцене театра имени Вахтангова: в своё время главную роль играл Владимир Абрамович Этуш, потом его сменили Вы. Чем отличается современная антрепризная постановка, которую совсем скоро увидят зрители в Израиле?
- Она отличается, прежде всего, новым исполнителем главной роли – Алексеем Гуськовым! Это – своеобразное и очень интересное исполнение, энергичное и даже, я бы сказал, неожиданное!
- А что бы Вы могли сказать о своём персонаже?
- Я играю роль профессора Мишеля Гарона, с одной стороны – сподвижника, и в то же время – лица, который имеет свои интересы в истории с наследством...
- Хорошо, мы не будем раскрывать всех тайн «мадридского двора»! Не смотря на все интриги и коллизии, – это не детектив, а комедия...
- Это, можно сказать, – высокая комедия! «Будьте здоровы, месье!» – это одна из лучших комедий драматургии мира! Мне по-прежнему интересно и нравится в ней играть!
- Вы же не только театральный, но и киноартист. В фильме «Охота на Беркута» Вы играете роль Брежнева. Любопытный факт: в фильме «Брежнев» пять лет назад Вы играли роль другого советского государственного деятеля – Алексея Косыгина. Неплохой «карьерный рост», не так ли? Но если отбросить шутки в сторону, трудно было играть роль Генерального секретаря ЦК КПСС?
- Нет, этот персонаж был мне и раньше знаком: я его играл в театре. Была инсценировка по повести Леонида Ильича, так что это у меня – не первая встреча с его образом, но теперь я несомненно внёс в его черты нечто новое.
- Актёры часто сталкиваются с тем, что им очень трудно «отойти» от сыгранной роли. В частности, Сергей Шакуров рассказывал, что после роли Брежнева в одноимённом фильме ему было трудно избавиться от образа «дорогого Леонида Ильича». Вы ощущали на себе подобные вещи?
- Нет, у меня такой проблемы не существует! Я – это всегда «я», независимо от того, кого я играю!
- Вы уже бывали в Израиле раньше?
- Да, я у вас снимался в фильме «Мастер и Маргарита». Кроме того, я был в Израиле с гастролями и антрепризами.
- И какое впечатление на Вас произвела Святая Земля?
- Огромное! Потому что так много непознанного! Столько всего узнаёшь! Там всё связано со святыми местами, и ты как бы вновь изучаешь историю Христа, которую нам не преподавали. Поэтому в Израиле всё интересно!
- С антрепризным спектаклем «Шашни старого козла» Вы недавно побывали в Америке. Отличаются ли зрители в США от своих русскоязычных «коллег» в других странах – Израиле, Германии и т. п.?
- Нет, зрители во всех этих странах просто – НАШИ люди!
- Вячеслав Анатольевич, что вы можете рассказать о своей семье? Ваша жена – актриса?
– Моя семья очень хорошая. Моя жена, слава богу, не актриса. Сейчас она руководит театром вместе со мной. У нее двое своих чудных детей, и еще мы родили маленькую дочь Анечку – это огромная радость. Мой дом для меня – моя крепость.
- Большое спасибо, уважаемый Вячеслав Анатольевич, за эту интересную беседу!
- И Вам, Евгений, большое спасибо и всего доброго!
Евгений Кудряц