Если вы вдруг решите добиться справедливости в России, делать это лучше всего из-за рубежа. Ибо справедливости в России добиться трудно, очень трудно, почти невозможно. Так было в прошлом, так продолжается сейчас и, судя по всему, ситуация не скоро изменится, если изменится вообще.
Такие мысли приходят в голову, когда читаешь тюремные дневники Сергея Магнитского, блестящего юриста, совсем еще молодого человека, которого в прямом смысле слова сгноили в тюрьме. Он умер чуть больше года назад, 16 ноября 2009, в следственном изоляторе "Матросской тишины". Причина смерти, указанная в официальных документах, несколько раз менялась, а потому до сих пор неизвестно, отчего же умер 37-летний мужчина, бывший совершенно здоровым до того, как его обвинили в сокрытии налогов и арестовали.
Жизнь и смерть Сергея Магнитского стали предметом расследования в фильме голландских документалистов Ганса Германса и Мартина Маата "Справедливость для Сергея", который был показан в годовщину смерти Магницкого в Конгрессе США, парламентах Канады, Великобритании, Польши, Эстонии и Германии. Израильские телезрители увидят его премьерный показ 6 января в 19.30 на канале yes Радуга.
Когда смотришь эту картину, постоянно ловишь себя на мысли, что ГУЛАГ никуда не делся, никуда не исчез. И так же, как в СССР при Сталине и Хрущеве гноили честных людей в лагерях, в сегодняшней постперестроечной России рискуют головой те люди, которые не соглашаются прогибаться под систему, которые не хотят жить "по понятиям", а хотят добиваться справедливости законным путем.
В 2008 году 37-летний Сергей Магнитский, юрист финансовой компании Hermitage Capital, у которой были определенные трения с российскими властями, обвинил ведущих сотрудников МВД России, налоговых и других органов в присвоении 5.4 миллиардов рублей, похищенных из госбюджета России.
Казалось бы, государство должно быть напрямую заинтересовано в том, чтобы вернуть свои деньги и наказать расхитителей. Подобная логика работает в цивилизованных странах, но не в России. Вместо того, чтобы наказать преступников, чьи имена назвал Магнитский, его бросают в СИЗО по сфабрикованному обвинению.
Затем был год, точнее 358 дней постоянного и планомерного унижения и подавления. Сергею отказывали в медицинской помощи, в свидании с близкими, склоняя к тому, чтобы он оговорил своего клиента, руководителя компании Hermitage Capital Уильяма Броудера.
«Ваша честь,- обратился Магнитский к судье во время предварительного слушания, - меня фактически взяли в заложники. Моя персона мало кого интересует, всех интересует персона главы Hermitage».
Сергей Магнитский отказался оговорить честного человека и поплатился за это жизнью.
Нет ничего удивительного в том, что эта картина создана не в России. Ибо в России бессмысленно взывать к справедливости. И если на западе результатом всей этой истории стал значительный общественный резонанс, то на родине героя все вышло с точностью до наоборот: те самые высокопоставленные чиновники МВД, которых назвал Магнитский, получили вскоре повышение по службе.
Вскоре после смерти Сергея в СИЗО и волны общественного возмущения президент РФ Дмитрий Медведев лично распорядился провести расследование обстоятельств его гибели. Но, как это обыкновенно случается на Руси, "воз и ныне там".
Смотрите фильм "Справедливость для Сергея" 6 января в 19.30 на канале yes Радуга в рамках премьерного показа.