Интервью с Сергеем Казаковым – художественным руководителем Пензенского драматического театра - в преддверии гастролей в Израиле в середине февраля спектакля "Люкс № 13" по комедии английского драматурга Рэя Куни.
- Гастроли Пензенского театра станут первым мероприятием «Театрального дивертисмента» - фестиваля российских региональных театров в Израиле.
Всего в течение года будут показаны работы восьми театров из разных городов России. Судя по всему, идея такого фестиваля носилась в воздухе.
- То, что мы - продюсеры и наш театр - нашли друг друга – тому подтверждение. Не секрет, что засилье антрепризных спектаклей переполнило чашу терпения – и в России и, судя по всему, и в Израиле, где живет огромное количество выходцев из всех городов России, а не только из Москвы или Петербурга, воспитанных на "своих" театрах и помнящих эти лучшие провинциальные театры России.
- Провинциальные… Это звучит как-то чересчур скромно.
- Провинция в театральном искусстве – это только территориальная удаленность от центра, но не как не профессиональная. Назовите эти театры региональными. Люди хотят видеть настоящее искусство, но забывают, что в регионах есть замечательные театры со славной историей – театры в Ярославле, Саратове, Пенза, Костроме, Нижнем Новгороде, Челябинске.
- Для открытия "Театрального дивертисмента " выбран именно Пензенский театр. Почему?
- Потому что наш театр доказал свою профессиональность за 218 лет существования и потому, что мы собираемся показать на сценах Израиля замечательную комедию Рэя Куни "Люкс №13". Авторские права на русский перевод принадлежат Михаилу Мишину и он дал лично мне специальное разрешение на гастроли спектакля по этой пьесе Куни в Израиле. Для русскоязычных израильтян это единственная возможность увидеть пьесу в русском переводе.
Критики считают пензенский "Люкс №13" одной из самых удачных комедийных постановок последних лет. Эти наш репертуарный спектакль, над ним долго работал постоянный состав наших актеров, воспитанных в лучших традициях театральной школы.
- 218 лет существования театра. Два с лишним века русской театральной школы. Расскажите об этом.
- Скажу для начала, что Мейерхольд родом из Пензы. Его принципы школы представления и школы переживания сохраняются в нашем театре по сей день. Актер может выйти на сцену и два часа держать в напряжении полторы тысячи зрителей, не полагаясь на внешние эффекты. А вообще-то история театра началась с ноября 1793 года, с премьеры спектакля «Обманщик», поставленного по назидательной пьесе императрицы Екатерины II. Предшествовали тому домашние спектакли в доме пензенского губернатора Ивана Михайловича Долгорукого. Благодаря ему в небольшом провинциальном городе и появился первый стационарный театр.
В 1970-е годы в течение 10 лет театр возглавлял знаменитый Семен Рейнгольд – то было время расцвета. Он искал актеров для Пензенского театра по всей России, создал выдающуюся команду, замешанную на истинно русской театральной школе. В 1990-е годы начался новый подъем. В это время на пензенской сцене работали Михаил Каплан, Людмила Лозицкая, Мария Тамбулатова.
Известнейший режиссер - Валерий Белякович - руководитель Московского Театра на Юго-Западе постоянно ставит спектакли в нашем театре. Мы сотрудничали и с Академическим Малым театром, на базе нашего театра проводилась Всероссийская лаборатория молодой драматургии, множество фестивалей – к примеру, фестиваль лучших поволжских театров. Три года назад театр дотла сгорел. Два года мы были бездомными, а потом нам выстроили новое здание с залом на 1200 человек, одно из лучших в Европе по оснащенности. Полгода назад я был назначен его художественным руководителем и вот – первые большие зарубежные гастроли.
- Все это так, но привезти в Израиль спектакль малознакомого здесь театра – отчаянный шаг, тем более что ваши актеры не снимаются в сериалах, их мало кто знает.
- Именно потому, что они не размениваются по мелочам, они сохранили настоящий актерский дух, дух театрального безумия, подлинные душевные краски. Они могут создать ощущение того, что поход в театр – это праздник. Мы сохранили яркую школу игры, когда актер может выйти на пустую сцену и сказать "стол" или" стул" – и больше ему ничего не нужно для того, чтобы завоевать внимание аудитории. Пензенская школа – легкая, предполагающая моментальное перевоплощение без внешних дополнительных эффектов. Наши артисты – заслуженные актеры, получившие немало призов и премий. Михаил Каплан недавно выдвинут на соискание премии "Лучший актер России". Наши актеры – не избалованы, они хотят работать, это действительно сумасшедшие люди, всей душой привязанные к театру. В провинциальных театрах сохранилась настоящая энергия и за ее счет мы можем представить настоящее искусство, подпитать им зрителей. Приезд в Израиль – первые наши дальние зарубежные гастроли и хорошо, что мы оказались у истоков идеи "Театрального дивертисмента".
- И все-таки, почему истоки в комедии Рэя Куни?
- Прежде всего, потому, что как я уже сказал, это единственная возможность показать эту комедию в Израиле на русском языке. А жанр комедии я выбрал из-за того, что считаю израильтян позитивным народом, а позитивным людям нужны комедии, от них устать невозможно. Как мне кажется, хороший юмор, заряд позитива соответствуют еврейскому менталитету. Есть такая фраза в театральном мире - "чем будем удивлять?". Мы будем удивлять хорошей игрой и английским юмором – тонким, не пошлым, не вульгарным. Эта абсурдная комедия положений – поле для актерской импровизации, для сочетания академической игры и стиля камеди-клаб. В выборе именно этого спектакля совпало множество знаков, ситуаций, а я верю в предзнаменования.
- В вашей актерской жизни тоже были знаки?
- Да. Я родом из Саратова, но в 1983 году поехал в Москву – поступать в ГИТИС. Поступил и выяснилось, что меня сразу заберут в армию. Тогда я вернулся в Саратов, закончил там театральный институт, работал актером в Смоленске, а потом уже попал в Пензу, где и произошло мое становление как личности и как актера - на сцене нашего театра я работаю с 1990 года.
- Вы сами играет в "Люкс №13". Кто еще?
- Всего 10 актеров - заслуженные артисты России потрясающий Василий Конопатин в главной роли и Олег Зеленченко, Ольга Белякова, Юлия Кузьмина, Александра Куприянова, Евгения Панова, Альбина Смелова, Лидия Стаханова, Павел Тачков. Хотя, конечно, главная роль – это ответственейшая роль мнимого трупа: этот фактурный персонаж все время на сцене. Для гастролей в Израиле мы заказали новые декорации - складные, полностью повторяющие оригинальные. Первый фестиваль провинциальных театров, наши первые дальние гастроли, моя первая ответственная поездка в роли художественного руководителя, новая, но столь быстро подхваченная идея - знаков совпало столько, что эти гастроли не могут оказаться неудачными.
Тель-Авив, 14 февраля, понедельник, театр "Гешер" - зал "Нога", начало в 20.00
Ашдод, 15 февраля, вторник, матнас "Дюна", начало в 20.00
Беэр-Шева, 16 февраля, среда, Гейхал ха-Тарбут, начало в 20.00
Иерусалим, 17 февраля, четверг, театр "Павильон", начало в 20.00
Фото предоставлено организаторами гастролей - фирмой "Аплодисменты" с разрешения Пензенского Академического Областного театра драмы имени Луначарского