Театр "Гешер" полностью оправдывает свое название и продолжает наводить мосты культуры - на сей раз между Израилем и Россией, развивая свой собственный фестиваль "Гешер", в рамках которого уже проводились музыкальное "Крещендо", фестиваль российского кино, фестиваль лучших спектаклей Санкт-Петербурга и в ближайшем июне пройдет фестиваль лучших спектаклей премии "Золотая маска".
"Гешер" намерен (и серьезно это доказывает) привезти в Израиль выдающиеся произведения различных жанров искусства, создаваемые в России и "Золотая маска" – тому подтверждение.
Переговоры о первой выездной за рубеж "Золотой маске" шли три года. Результат – три спектакля трех лучших режиссеров России, трех театров и трех классиков. Лев Эренбург, Петр Фоменко, Кама Гинкас. Александр Островский, Лев Толстой, Антон Чехов. И это – только начало. Фестиваль "Гешер - Золотая маска" уже объявлен ежегодным, один из спектаклей "Золотой маски" - "Дядя Ваня" театра Вахтангова приглашен также для участия в юбилейном, пятидесятом Фестивале Израиля.
На сцене же самого театра "Гешер" – золотой триумвират спектаклей – лауреатов "Золотой маски". Кама Гинкас и Московский ТЮЗ показывают "Скрипку Ротшильда" при участии Валерия Баринова и Игоря Ясуловича. Лев Эренбург (ученик Георгия Товстоногова) и Магнитогорский театр драмы - "Грозу" Островского - произведение могучее, как сам этот природный катаклизм . И, наконец, театр "Мастерская Петра Фоменко" - "Семейное счастие" по Льву Толстому - неторопливо и вдумчиво переведенную на язык сцены прихотливую психологическую вязь одного из ранних произведений Льва Толстого с восхитительной Ксенией Кутеповой в главной роли, в постановке самого Фоменко, одного из немногих режиссеров, умеющих извлекать магическую театральность из самых обычных предметов и явлений.
Три театра впервые приезжают в Израиль, впервые представляют здесь эти спектакли - настолько разные, что посмотреть их – значит понять, что такое современный театр вообще и что происходит в этой области в России.
Собственно говоря, пропаганда современного театра и сценических искусств и входит в прерогативу "Золотой маски", а "Гешеру" выпала честь представлять трех классиков в режиссуре трех патриархов на израильской сцене и самому участвовать в "Золотой маске".
В марте "Гешер" везет в Москву спектакль "Шесть персонажей в поисках автора" в рамках программы «Маска Плюс». Напомним, что национальная театральная премия «Золотая Маска» – главная награда в области театрального искусства в России, а фестиваль спектаклей, выдвинутых на соискание премии «Золотая Маска» – масштабный форум, который представляет объективную картину современного российского театра. История «Золотой Маски» – это хроника театра, и с этого года "Гешер" становится активным участником составления этой хроники, впервые устраивая гастроли "Золотой маски" в дальнем зарубежье.
В откровенной метафоричной "Скрипке Ротшильда" Кама Гинкас придумал особый способ переложения чеховской прозы для сцены: он берет ее целиком и раскладывает на голоса, как в хоре, создавая диалог из повествования. У него получился ясный, сильный, мудрый спектакль о страшном – о жизни, из которой ушли смех, радость, нежность и о человеке, который на пороге смерти понял, как нелепо и страшно жил. Старому гробовщику Якову остается одно – завещать драгоценную скрипку еврею Ротшильду, чтобы на белом свете осталась душа, которая помянет добром покойного.
Десятистраничный рассказ Чехова превратился в полуторачасовой спектакль, главное событие которого – душевное преображение угрюмого гробовщика Якова, которое он пережил за один день – от смерти жены до своей собственной.
В Магнитогорской «Грозе» бушуют такие страсти, что с самого начала ясно – скромная Катя Кабанова здесь долго не протянет. Жизнь с кипучими родственниками, которые то безбожно пьют, то истово молятся, ей противопоказана. В этом спектакле нет места хрестоматийному делению героев на «плохих» и «хороших», а есть сердечные драмы людей, каждый из которых по-своему хороший человек. Здесь буянят, рвут страсти в клочья, не экономят на эмоциях и не таят их от мира и от людей. Чтобы как-то охладить пыл своих эротичных героев, режиссер Лев Эренбург выстроил позади дома Кабанихи пруд, заводь, в которую с головой бросаются поочередно чуть ли не каждый из героев. Эта зажигательная «Гроза" - на редкость убедительна в своем пафосе. Да, в России так пьют и так выясняют отношения. Каются и бегут в церковь с той же страстностью, что только что грешили. И в самый горький момент, рядом со смертью пресловутый «русский дух» обезоруживает своей искренней и наивной безалаберностью.
В «Мастерской Петра Фоменко» любят неспешно-подробное чтение. «Семейное счастие» с легким «фоменковским» дыханием, вне актуальности – история о поиске взаимопонимания в любви, о вкусе счастья, рассказанная Толстым от имени главной героини. Петр Фоменко выстроил спектакль в двух временных планах - воспоминания о прошлом и возвращение Марии Александровны к мужу в попытке обрести новое спокойное семейное счастье. Ксения Кутепова, играющая главную роль - воплощение юности, непосредственности, женственности и обаяния. "Семейное счастие" Фоменко - это дыхание жизни, тонкие, летучие, едва поддающиеся пересказу вещи.
Расписание фестиваля "Гешер – Золотая маска"
"Гроза" – четверг, 9 июня и пятница, 10 июня.
"Скрипка Ротшильда" – понедельник, 13 и вторник, 14 июня
"Семейное счастие" – четверг, 16 июня и пятница, 17 июня.