«Всё-таки в джазе есть что-то очень правильное: внутренняя свобода при точной дисциплине» - так подумал в некий прекрасный момент Виктор Шендерович - писатель-сатирик, либеральный публицист, радиоведущий, колумнист, в 90-е годы еще и телезвезда, автор проектов "Куклы" на НТВ, "Итого" и "Плавленый сырок".
Подумал и придумал спектакль «Как таскали пианино» по своим же рассказам и текстам, стихам и диалогам разных лет и по вечно-зеленой классике. Шендерович превратился в грузчика и носит пианино? Не совсем так, поскольку он схитрил и для фортепьянной части пригласил знаменитого джазового пианиста Игоря Бриля, разделив с ним груз рояля, а для музыкальной в целом - квинтет Brill-Jazz, который вместе с двумя корифеями двух жанров играет этот спектакль к огромному удовольствию своему и публики. В Израиле спектакль "Как таскали пианино" будет показан во второй половине апреля.
"Как таскали пианино" - это литературно-музыкальный джем-сейшен, замешанный на вечных темах, одна из которых - любовь к джазу. В спектакле звучит музыка, написанная легендарным Игорем Михайловичем Брилем и его сыновьями, резидентами Brilliant Jazz Club, братьями-саксофонистами Дмитрием и Александром.
"Джазовые правила мне очень близки, это абсолютная свобода внутри жесткого квадрата, - продолжает Шендерович. - Это жесткий квадрат, это жесткие правила, но внутри этих правил ты абсолютно свободен. Сочетание строжайшей дисциплины и абсолютной свободы отличает великий джаз от хаоса. Иногда я могу позволить себе поменять текст по своему состоянию, а джаз дает внутреннюю легкость и возможность импровизации. Мы всегда знаем, что каждый спектакль в любом случае будет отличаться от предыдущего".
«Как таскали пианино» – это иронические рассказы последних двадцати лет, «заплетенные» джазом. Это отрывки из разных книг Шендеровича и байки из «Изюма из булки», монологи о разных временах, сочетаемые со свингом импровизаций. Это актуальный ныне формат сочетания разных жанров, музыки и литературы, и один из способов популяризации джаза, мелодий Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, Курта Вайля, Пола Дезмонда и других.
Джаз - такой же герой спектакля, как и сам Шендерович, написавший когда-то рассказ "Вечное движение" о том, как его пианино марки "Оффенбахер" таскали грузчики. Правда, в Израиле профессор Игорь Бриль будет играть на концертном рояле, а Шендерович - философ, наблюдающий за жизнью - вести через свои тексты «свободный разговор на свободные темы».
Кстати, тот давний рассказ имел подзаголовок "Этюд" – видно Шендерович предчувствовал его музыкальную будущность. Джаз всегда уместен в рассказе о разных временах, в неком экскурсе в историю сквозь разные времена и страны в сопровождении любимых мелодий. Джаз – это музыкальный стержень этого спектакля, оплетенный литературным творчеством Шендеровича. Спектакля, где большую роль играет ансамбль, и этот ансамбль как раз и есть саксофонисты Дмитрий и Александр Брили, известный московский контрабасист Сергей Хутас и молодой ударник Александр Зингер.
"Как таскали пианино"
Автор идеи и текстов: Виктор Шендерович
Режиссер: Михаил Чумаченко
Исполнители: Виктор Шендерович и Игорь Бриль
Музыканты на сцене - джаз-квинтет Brill-Jazz: Александр Бриль (тенор-саксофон), Дмитрий Бриль (саксофон-сопрано), Александр Зингер (ударные), Сергей Хутас (контрабас).
Ашдод, 16 апреля, суббота, 20.00, матнас «Дюна-Юд»
Беэр-Шева, 17 апреля, воскресенье 20.00, "Гецхал ха-Тарбут Гистадрут" Иерусалим, 20 апреля, среда, 20.00, Театр "Павильон"
Хайфа, 21 апреля, четверг, 20.00, зал «Раппопорт»
Тель-Авив, 22 апреля, пятница, 20.00, Тель-Авивский музей - зал «Реканати»
Организатор гастролей – продюсерская компания Art Prestige.
Фотография предоставлена компанией Art Prestige.