Возможно ли выбрать самое романтическое произведение последних столетий? Пусть в литературе, кинематографе и музыкальном творчестве за это звание борются сотни таких шедевров мировой классики как «Ромео и Джульетта», «Гордость и предубеждение» или «Унесенные ветром». Когда речь идет о балете, без сомнений на ум приходит трагедия прекрасной крестьянской девушки по имени Жизель.
Создателем музыки к величайшему одноименному балету суждено было стать Адольфу Адану – французскому композитору, родившемуся на рубеже XIX века в семье пианиста, педагога и профессора Парижской консерватории Луи Адана.
Кто бы мог подумать, что мечтавший о карьере ученого мальчик в будущем подарит поклонникам классической музыки столь живое и тонкое произведение, которое впоследствии будет блистать на лучших театральных подмостках мира? И сегодня, спустя сто семьдесят лет со дня премьеры балета «Жизель», зрители во всем мире продолжают рукоплескать красоте и изяществу произведения Адана.
Современники Адольфа Адана упрекали его в слишком быстром сочинении. На создание оперы «Хижина» у него ушло всего пятнадцать дней, на комическое произведение «Если бы я был королем» - два месяца. Балет «Жизель» родился у великого композитора всего за три недели. Возможно, в этом и заключался до сих пор не раскрытый секрет его таланта – писать музыку быстро, легко и изящно.
Либретто «Жизели» основано на мистической легенде Гейне. По сюжету Жизель – крестьянская девушка, отчаянно влюбившаяся в благородного Альберта, скрывающегося под маской простолюдина. Узнав о происхождении возлюбленного и о том, что задолго до роковой встречи Альберт поклялся в верности другой, еще совсем юная и цветущая Жизель умирает. В ночи раскаявшийся Альберт приходит на могилу девушки, где его жизни угрожает опасность: виллисы – души умерших девушек, не доживших до дня собственной свадьбы - готовы забрать Альберта в свой потусторонний мир. Но призрак Жизели спасает возлюбленного.
Вечная история любви, предательства и покаяния впервые была представлена на сцене Гранд-Опера 28 июня 1841 года. Невероятный успех премьеры определил дальнейшую судьбу балета. В течение последующих восемнадцати лет Парижская Опера дала сто пятьдесят представлений «Жизели», которые неизменно заканчивались нескончаемыми аплодисментами зрителей, принося произведению все большую известность.
В свое время партию Жизели танцевали балерины с мировым именем: Карлотта Гризи, Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Елена Андреянова, Вера Коралли, Галина Уланова. Последняя стала родоначальницей целой традиции, исполняя не просто балетную партию, а сильную драматическую роль, в которой помимо безупречности техничного исполнения хореографических элементов, особое значение уделяется актерскому таланту солистки балета. А великой кубинской балерине Алисии Алонсо за исполнение партии Жизели был присвоен высокий титул la bailarina absoluta.
Музыка Адана снискала любовь и признание зрителей во всех странах, где ставились произведения композитора. Особенно творчество Адольфа Адана полюбилось русскому ценителю балета - самого изысканного и изящного вида искусства. И сегодня Петербург хранит воспоминания о недолгом, но плодотворном времени, проведенном Аданом в России. Именно в культурной столице России композитор создает произведения по заказу дирекции императорских театров.
Современные постановки балетов Адольфа Адана ежегодно собирают поклонников театрального искусства. Израильским зрителям посчастливится воочию увидеть постановку «Жизели» уже в конце мая – начале июня 2011 года. Балет «Жизель» будет представлен труппой Израильского государственного балета на сцене хайфского «Аудиториума» 25 мая. Зрители Тель-авивского Центра сценических искусств смогут насладиться балетом 30, 31 мая и 1 июня. Партию Жизели исполнит ведущая балерина Большого театра Анна Антоничева, а в облике Альберта предстанет несравненный артист российской балетной школы, премьер Большого Театра Александр Волчков.
С момента создания Израильского государственного балета прошло более сорока лет. Однако балет «Жизель» остается неизменной частью репертуара труппы. Приглашенные солисты обещают вдохнуть новое видение в уже полюбившуюся постановку. Убедиться в этом израильские поклонники балетного искусства смогут уже очень скоро. Осталось только запастись терпением и предвкушать наслаждение от вечера изысканной хореографии, нежной пластичности и столь знакомой и искренней музыки Адана.
Алла Володарская