В преддверии 50-летия судебного процесса над нацистским преступником Адольфом Эйхманом государственный архив Израиля рассекретил некоторые любопытные и важные документы. Они свидетельствуют о том, что приговор палачу еврейского народа – смертная казнь через повешение – был поддержан далеко не всеми израильскими политиками, министрами, деятелями культуры.
Напомним, Верховный суд Израиля приговорил Эйхмана к смертной казни. Преступник обжаловал приговор, но апелляцию отклонили. После чего еще оставалась теоретическая возможность того, что президент Израиля помилует Эйхмана. В этот момент вопрос и обсуждался кабинетом министров. Против смертной казни выступили министр финансов (позже премьер) Леви Эшколь и министр без портфеля Йосеф Бург, но подавляющее большинство членов кабинета были за приведение приговора в исполнение.
Активной противницей вынесения смертного приговора Эйхману была председатель Международной ассоциации женщин за мир и свободу Хана Бернхайм-Розенцвейг. Она писала президенту страны Ицхаку Бен-Цви, что ни одна мера наказания не будет достаточной Эйхману за его чудовищные злодеяния – ни пожизненное заключение, ни смертная казнь: «Что изменится для нас, евреев, от того, что Эйхман будет вообще как-то наказан? Ни один наш родственник, соплеменник не восстанет из пепла, если мы казним Эйхмана». Бернхайм-Розенцвейг высказала опасение, что казнь Эйхмана усилит разгул антисемитизма в мире.
А поэтесса Нелли Закш тоже выступала против вынесения смертного приговора Эйхману, но аргументировала иначе: «Оставив этого палача в живых, мы покажем миру, что такие, как Эйхман, олицетворяют зло, а мы, евреи, олицетворяем добро, милосердие, благородство».