15 апреля в Московском Гостином дворе состоится торжественная церемония вручения российской Национальной театральной премии "Золотая Маска". Впервые на главную награду в области театрального искусства в России претендует израильский режиссер, художественный руководитель израильского театра "Контекст" Михаил Теплицкий
В этом году главный театральный фестиваль Российской Федерации проводится в 17-й раз. Теплицкий и его команда претендуют сразу на четыре "Золотые маски": в номинации "Спектакль малой формы" представлена постановка "Забыл сказать" петербургского "Такого театра", в котором израильский режиссер поставил им же написанную в соавторстве с Рои Хеном пьесу по повести Шолома-Алейхема "Менахем-Мендл"; в номинации "Работа режиссера" заявлен непосредственно сам Теплицкий; актриса Ирина Полянская, исполнившая роль Шейне-Шейндл, претендует на награду в номинации "Женская роль"; и, наконец, Александр Баргман, сыгравший Менахема-Мендла, может получить приз, как лучший исполнитель "Мужской роли".
Буквально на днях в основной конкурсной программе фестиваля со спектаклем Теплицкого познакомился требовательный московский зритель.
- Оба спектакля, которые мы сыграли на сцене театра "Мастерская Петра Фоменко", прошли с успехом – мы получили искренние аплодисменты и хорошую критику, - говорит только что вернувшийся из Белокаменной Михаил Теплицкий. – Это был первый выезд спектакля - до этого мы играли его только в Санкт-Петербурге на постоянной площадке "Такого театра" в музее Достоевского.
Теплицкому действительно грех жаловаться на московскую театральную критику, весьма благосклонно встретившую конкурсный спектакль петербургского театра и его израильского постановщика. "Режиссер Михаил Теплицкий доказал, что мало места и мало денег - не проблема для театра, - пишет театральный обозреватель "Московского комсомольца" Марина Райкина. - Была б идея, хороший артист и изобретательный художник - дело сладится".
"Спектакль "Главное забыл" - самый камерный. Самый внятный живому бытовому сознанию-2011 (особенно которое сознание сохранило разумение)", - резюмирует все увиденное в программе "Золотой маски - 2011" Елена Дьякова из "Новой газеты".
- Свою номинацию в "Золотой маске" я воспринимаю, как номинацию всей нашей израильской команды, работавшей над этим спектаклем, - объясняет свое отношение к происходящему Михаил Теплицкий. - Я говорю и о сценографе Полине Адамовой, и драматурге Рои Хене, и о композиторе Евгении Левитасе.
Кому-то может показаться удивительным, но, формально претендуя сразу на четыре "Маски", Теплицкий отнюдь не примеряется ни к одной из них.
- На соискание "Золотой маски – 2011" вместе с нами номинированы лучшие режиссеры и лучшие спектакли России, - скромно улыбается Михаил.
- По большому счету, на приз мы и не рассчитываем – сам факт выдвижения на "Золотую маску" для нас уже большая победа. Лично для меня очень почетно оказаться в одном списке с Петром Фоменко, Адольфом Шапиро, Валерием Фокиным, Камой Гинкасом, Римасом Туминасом и другими лучшими режиссерами России.
Вернувшись из Москвы Теплицкий, что называется, сразу попал с корабля на бал.
Точнее, с места – в карьер. В Израиле полным ходом идут премьерные спектакли новой работы ашдодского театра "Контекст" "Миреле Эфрат", поставленной Теплицким по пьесе известного еврейского драматурга Якова Гордина.
- В XXI веке эту пьесу никто еще не играл на русском языке, - рассказывает режиссер. - До нас 100 лет назад по-русски ее ставили в московском театре Корша. В каком-то смысле мы возрождаем "Миреле Эфрат" для русской сцены.
За два дня до церемонии Теплицкий и его "Контекст" дают два спектакля "Миреле Эфрат", каждый день в новом городе. А отработав 14-го вечером в Бат-Яме, Теплицкий на следующий день уже в Москве вместе с другими номинантами будет ждать вердикта строгого жюри конкурса. Есть устойчивая уверенность, что "Золотая маска" в любом случае ему в пору.