Амос Гитай, самый, пожалуй, известный на сегодня израильский режиссер, создатель идейного, политически ангажированного кино, представляет на сей раз не фильм, а две выставки. Выставки, составленные из кино-отрывков, видео-инсталляций, архивных и фотоматериалов, документов, книг, писем, названные "Следы" и "Письма". Две выставки – как две монографии, две работы с архивными материалами с новыми комментариями. "Следы" и "Письма" Амоса Гитая в музее кибуца Эйн-Харод посвящены памяти его родителей – архитектора Мунио Гитай-Вейнрауба и Эфратии Гитай.
Выставки уже демонстрировались в Париже в "Токийском дворце", а с конца апреля смонтированы в Центре искусства кибуца Эйн-Харод - "Мишкан ле-оманут" в Изреэльской долине.
"Письма" и "Следы" – необычный диалог, без дисгармонии и сентиментальности, посвященный памяти родителей, диалог между Гитаем и ушедшим поколением, между старыми, уже плохо слышными рассказами и новой их интерпретацией, диалог, воплощенный в различных медиях: кино, фотографиях, саунд-треке.
Биографический рассказ Гитая - рассказ странный, отстраненный и волнующий. Пунктиром, кадрами, набросками переданное видение об ином времени и ином духе – духе уже ушедших поколений, о борьбе личной и коллективной, о том, ради чего можно жертвовать жизнью, собой, индивидуальностью - ради семьи, страны, общества.
В 1930-е годы Мунио Вейнрауб был студентом высшей школы строительства и художественного конструирования "Баухауз" в Дессау, закрытой Гитлером в 1933 году. Идея о создании выставки пришла Гитаю в голову, после того как он обнаружил у своей матери – Эфратии Гитай - документы, среди которых оказалось и заключение о том, что его отец попал в тюрьму "за предательство немецкого народа".
"Последние годы я сконцентрировал свою работу на жизни моей семьи – через письма матери в фильме "Кармель" и через творчество отца, - говорит Гитай. – Большинство моих работ обычно посвящены каким-то конкретным событиям, но сейчас все происходящее настолько хаотично, что я решил обратиться к внутреннему миру родителей". "Мне кажется, что своими судьбами они прочертили определенную линию, которая позволит сделать выводы об истории, даже если я просто расскажу об их жизни", - говорит он.
На выставке "Следы" представлены 13 видеоработ, девять из них – это отрывки из фильмов Гитая, а один из фильмов, завершенный в конце 2010 года, посвящен именно Мунио Вейнраубом.
"Письма" – рассказ о матери Амоса Гитая, представленный через письма, посланными ею в свое время родным и близким. Одновременно с открытием выставки в Израиле издательством "Едиот Сфарим" выпущена книга "Эфратия Гитай. Письма. 1929 – 1994". Издание на иврите вышло после французского перевода этой книги в Париже ("Галимар"). Также в эти дни Амос Гитай снимает фильм "Колыбельная для моего отца", пригласив на роль матери известную актрису Яэль Аваксис.
Личная корреспондениця Эфратии Гитай стала историческим документом и художественными фрагментами, письма превратились в тексты, иллюстрирующие жизнь этой незаурядной женщины. "Сегодняшние поколения израильтян слишком быстро все забывают. Эти выставки – не только память о моих родителях, но и напоминание о том, что родина – понятие и географии, и времени" – говорит Амос Гитай.
Выставки "Следы" и "Письма" открыты до 31 мая.
Часы работы музея "Мишкан ле-Оманут" в Эйн -Харод: с воскресенья по четверг с 9.00 до 16.30, по пятницам - с 9.00 до 13.30, по субботам - с 10.00 до 14.30.
Сайт музея: http://www.museumeinharod.org.il