Двадцать танцовщиков и один хореограф на поле битвы за балет, поле борьбы за новые веяния, за то, чтобы выразить себя в движении иначе, по-новому, так – как никогда прежде ни у кого другого не было.
Охад Нагарин, танцовщики ансамбля "Бат-Шева" и Максим Варрат, сплетающий звуки из сотен мелодий на саунд-дорожках – создатели нового спектакля "Поле21" – показали отрывки из этого балета на недавней презентации для журналистов. Премьера "Поля21" пройдет на юбилейном, 50-м фестивале Израиля в Иерусалиме с 25 по 27 мая в зале "Шеровер" в "Театрон-Иерушалаим", после чего "Поле21" будет показано в Герцлии, Модиине, Тель-Авиве и Кармиэле. "Поле21" откроет Фестиваль Израиль через 19 лет после премьеры на этом же фестивале "Анафазы" Нагарина, демонстрируя преемственность хореографии, развитие ансамбля и языка движения "гага" за прошедшее время.
Если сцена в предыдущей работе Нагарина – "Хора" – напоминала кибуцную зеленую лужайку, то на сей раз походит на поле для игры творческой, выражения хореографических идей балетного "товарищества". Ибо эту работу создавали все вместе – и танцовщики, и хореограф, 21 человек, целая команда, придумавшую новую игру по новым правилам, напоминающим законы оптические и физические, примененные в калейдоскопе. Только вместо узоров из разноцветных стекляшек складываются узоры философские, метафоричные, походящие на детское мелькание калейдоскопа линиями и очертаниями.
На презентации Охад Нагарин подчеркнул, что "Поле 21" – постановка почти что кибуцная: каждый внес свою лепту. Кто-то идеей, кто-то новым движением, пониманием сценического партнерства, особым изгибом спины, томным жестом, тонкой мимикой. На сцене мгновенно возникают и стремительно распадаются, изящно перестраиваются "живые картины", будто экзаменующие привычки зрителей, создающие композиции на особый счет – числа также замешаны в этой работе. Фигуры образуют новые узоры, незаметно глазу меняющие рисунок. Соло, дуэт, трио, группа плавно "текут" по сцене под музыку поначалу едва слышную и потому заставляющую сосредоточиться. Только что перед глазами была одна танцовщица и вот уже – десять тел парят в пространстве, приближаясь и отталкиваясь, обращая внимания друг на друга и игнорируя окружающее. Моментальные сплетения и разъединения. Отдельные частицы, двигающиеся хаотично, но по траектории, задуманной творцом – ими же. Субъекты идеи ее же и выдумали.
А закончится все почти хорошо, хороводом, все убыстряющимся и убыстряющимся, столь быстро крутящимся, что частицы – танцовщики – отрываются от круга и исчезают в поле. Упорядоченный хоровод – это начало хаоса, переход от слабости к силе.
Каждый день в течении репетиционного периода танцовщики ансамбля "Бат-Шева" приходили в студии со своими идеями, со своим видением этого балета. С обсуждения и принятия этих идей начиналась работа, ставшая формой диалога между хореографом и исполнителями. "Меня эта работа научила иначе видеть отточенность и обостренность движений, их мимолетность – сказал Охад Нагарин. – Мы создали новые коды и правила игры. Но коды на то и даются, чтобы можно было их взломать. Мы начали эту работу с конца, с ее финала и строили в обратном порядке, постепенно придя к стартовой точке".
Законы в "Поле21" нарушаются и восстанавливаются с юмором, с использованием текстов и считалок, с парафразами и даже карикатурами.
Костюмы для "Поля21" придумал Ариэль Коэн - танцор и художник. Обычно он создает костюмы для себя, на сей раз – для других танцоров. Большая часть костюмов – это ready made, готовая одежда, отобранная и приведенная в соответствие с замыслом самими танцорами, Охадом Нагариным и Ариэлем Коэном.
Музыка для спектакля, его саунд-трек создан Максим Варратом – альтер-эго Нагарина. Так он себя называет, когда ночами, после репетиций превращается в музыканта. Маким Варрат не первый раз сотрудничает с Нагариным: ночной оборотень чтет и прекрасно знает любую музыку – от Баха до современной электронной, сам не прочь посочинять и поиграть на гитаре. Так что мелодичная музыка – еще одна яркая составляющая игры на "Поля21".
"Поле21".
Иерусалим, "Театрон Иерушалаим", 25 – 27 мая
Герцлия, Центр сценических искусств, 31 мая – 4 июня
Модиин, "Гейхал ха-Тарбут", 5 июня
Тель-Авив, балетный центр Сузан Далаль, 9-11 июня.
Кармиэль, "Гейхал ха-Тарбут", 13 июня
Маша Хинич