Трудно себе представить Советский Союз без «Волги». Она такая же неотъемлемая часть той жизни, как и пионерский галстук, и докторская колбаса и номенклатура. Волга безусловно была машиной тех, кто смог чуть приподняться над уровнем средних людей. Ведь в черном цвете она была автомобилем партийных функционеров, директоров и даже заместителей министров.
С другой стороны, покрашенная в бледно-желтый цвет с черными «шашечками», – она становилась рабочей лошадкой сотен тысяч таксомоторов по всей необъятной стране.
Будучи частью той жизни, она естественно стала и частью кинофильмов. Вспомнить хотя бы заключительный поцелуй в Рязановском «Служебном романе». Наверно проще сказать, в каком фильме «Волга» не снималась, чем наоборот. Да что там кино, Волги формировали часть городского пейзажа.
То, что вы видите на наших фотографиях, можно с уверенностью сказать – единственный экземпляр гордости советского автопрома в Израиле. Павел, ее счастливый обладатель, проработал добрую часть жизни в таксомоторном парке. Как только услышал, что кто-то, привезя ГАЗ-24-10 из Союза в Израиль, ее продает, не задумываясь приобрел эту машину. Называет он ее «любимица, ностальгия», и до сих пор ездит на ней каждое утро на работу в Ришон: - Машина не может стоять, говорит он, - Она должна ездить!
Чуть ли не ежедневно Павел получает неприличные предложения ее продать, причем по большей части – с грузинским акцентом. Отношение к машине, и тем более к «Волге», было, конечно, совершенно не таким, как сейчас.
С точки зрения владельца у них был еще один непревзойденный плюс, так как все такси и государственные начальники ездили на них, не было проблем достать детали. За «пол литры» в любом номенклатурном гараже вам могли «вынести» хоть пол машины. В условиях тотального дефицита поголовно всего, это было незаменимое свойство. Хотя хозяева «Волг» это стараются скрыть, ее эксплуатацию можно скорее назвать совместной работой, нежели использованием.
И это до сих пор осталось так. Дочь Павла, смеясь, рассказывала нам, что не раз ей приходилось выручать отца.
Почти такие же воспоминания остались у большинства моих сверстников. Без особых внешних изменений Волга просуществовала до 1992 года. Всего за это время Горьковский автозавод выпустил всех моделей и модификаций 24-ки, что превратило ее в самую массовую модель завода. Но если в начале производства, в 1969 году, «Волга» еще вполне соответствовала международной автомоде, и даже продавалась в некоторых (не только «соц-») странах под брендом «Мерседес из России», то к концу 80-х она уже очевидно отставала от всех западных аналогов. Но разве сейчас это имеет значение?
Наша память обладает великолепным свойством оставлять только хорошее. Поэтому, мы постарались, чтобы смотря на эту частицу советского прошлого, каждый вспомнил то приятное, что осталось, там – позади...
Этой публикацией редакция автомобильного сайта www.3fanautos.com открывает серию статей об интересных машинах и их владельцах. О тех, кто вопреки всем логическим и финансовым соображениям поддается страсти к любимым машинам. Очень ждем от вас отзывов и предложений.