1 июня 2011 года исполнится 10 лет со дня самого бесчеловечного и варварского теракта в новейшей истории Израиля - взрыва террориста-смертника у входа в дискотеку «Дольфи» на набережной Тель-Авива. Уже не дети, но еще и не взрослые, подростки – юные, красивые, талантливые, - пришли танцевать. И… погибли. И «пепел Клааса» - кровь невинно 21 погибшего и более 120 раненых – по-прежнему стучит в наши сердца, потому что осталась не отмщенной. Израиль не ответил на теракт.
Ответ должен был быть - не 22 пожизненных заключения террористу, который непосредственно готовил смертника, и не физическое уничтожение террориста, который был его «боссом», - это должен был быть удар ЦАХАЛА по всем известным на тот момент террористам, их домам, базам и мастерским. Но Израиль не ответил тогда, и все те уступки, которые требуют от Израиля теперь – это логическое следствие.
«Индульгенцией» - оправданием - палестинской интифады против «сионистских оккупантов» - остается палестинский мальчик Мухаммад ад-Дура, который, как было доказано, погиб даже не от пуль ЦАХАЛа.
Достойным ответом Израиля могла бы стать Алена Шапортова. Три года назад врачи разрешили ей летать, правда, недалеко. Но до Гааги и вообще в Европу, которая так «болеет» за «несчастных палестинских беженцев», Алена долетит. На все международные форумы, где палестинцы кричат о «преступлениях сионистского режима», надо возить и показывать Алену. К счастью, оставшуюся в живых в этом теракте. Но какой ценой!
Металлический болт, которым был начинен пояс смертника, пробил лобную кость и разрушил левую половину мозга Алены, и она осталась навсегда и полностью инвалидом. Эта девочка до теракта была похожа на Брижит Бардо, а теперь прошла 38 операций. Болты и шарики остались по всему телу, один глаз не видит, правая рука не работает, а на правую ногу для ходьбы надо надевать специальное приспособление, которое ее держит, и ее до сих пор учат читать и писать.
11 октября Алене исполняется 25 лет.
Каждый год, начиная с 1 июня 2002 года, на месте трагедии, где стоит памятник, в одно и то же время начинается официальная траурная церемония поминовения погибших, которую организовывает Министерство Абсорбции и школа Шевах Мофет.
В ней не только по долгу службы, но и по боли сердца, в котором навсегда «застряли осколки Дольфи», собирается «семья» Дельфинариума – родные и близкие погибших, раненые в этом теракте и их друзья и родные, люди, которые приняли и разделили трагедию Дольфи как свою собственную.
Будут министры и депутаты Кнессета, (хочу выделить особо Софу Ландвер – сейчас она Г-жа Министр Абсорбции, но она была и остается с пострадавшими все эти годы). Будут учителя и дети школы Шевах-Мофет (каждый год они исполняют новую песню в память о погибших в Дольфи). Придут представители благотворительных организаций (в том числе и Фонда Михаила Черного, который и был создан как ответ на эту трагедию. Он много сделал для увековечения памяти погибших и реабилитации раненых – выпустил книгу «Дельфинариум: джихад против детей», на трех языках – русском, английском и иврите. Организовал презентации этой книги в Тель-Авиве, Москве и Нью-Йорке. Спонсировал документальный фильм о трагедии - «Пустые комнаты», завоевавший призы на международных фестивалях, устраивал поездки пострадавших в Эйлат и в Лос-Анджелес. Выделил материальную помощь всем семьям погибших и многим раненым (представитель Фонда, водитель Леонид Чертков, помнит, как они приходили в дома, где обезумевшие от горя родители не понимали, кто пришел и зачем, оставляли чеки на холодильнике и уходили). Особую помощь Фонд оказал семье Алены Шапортовой). Придут журналисты, фотографы и телевизионщики, которые освещают эту трагедию все эти годы. Придут люди, которые как пришли на похороны, чтобы разделить горе, - да так и остались рядом.
Несмотря на то, что для 90 процентов людей, принимающих участие в этой церемонии, родной язык – «сфат эм» - русский, церемония проходит на иврите, и это очень показательно.
Русскоязычные израильтяне – наша Большая Алия – неотъемлемая полноправная часть израильского общества, как бы кто к этому ни относился. И память об этом теракте для нас святая.
После окончания официальной церемонии начнется неофициальная – «семья Дольфинариума» соберется еще раз, как она собирается все эти годы, поздно вечером, чтобы в 23 часа 44 минуты, непосредственно у дверей, где погибли дети, еще раз положить цветы и зажечь свечи.
И полетят к звездам имена погибших, которые теперь и сами – звезды на небесах: Хая-Женя Дорфман, Рая Немировская, Яэль-Юля Скляник, Аня Казачкова, Катрин Кастаньяда, Ира Непомнящая, Марьяна Медведенко, Лиана Саакян, Марина Берковская, Симона Рудина, Юля и Лена Налимовы, Ира Осадчая, Леша Лупало, Илюша Гутман, Сережа Панченко, Рома Джанашвили, Диаз Нурманов, Ян Блум и Ури Шахар. Светлая память.
P.S. 5 января 2011 года строительная комиссия тель-авивского муниципалитета дала разрешение на снос пустующего здания, в котором десять лет назад находилась популярная «русская» дискотека «Дольфи». На ее месте будут построены два небоскреба-отеля. Но памятник удалось отстоять – он снесен не будет. Нам будет куда приходить, пока мы живы.
Полина Лимперт