В лицо Андрея Макаревича в русскоязычном пространстве знает каждый, но далеко не всем известно, сколько на самом деле лиц у этого удивительного человека. Музыкант, продюсер, художник, поэт, актер, телеведущий - сферы деятельности, в которых реализовал себя Андрей Вадимович, с ходу и не сосчитать.
Не производя впечатления человека кипучей энергии, Макаревич при этом всегда умудрялся быть в авангарде. Ни на секунду не сбавляя скоростей на своей "Машине времени", не замедляя темп "Оркестра Креольского танго", не уменьшая накала "L.O.V.E. - Песни про Любовь" (нового проекта Макаревича, с которым в сентябре он приезжает в Израиль в сопровождении лучших музыкантов России), "главный телевизионный кулинар страны" за последние 20 лет умудрился написать и выпустить в свет почти 20 книг прозы и поэзии, большинство из которых за это время пережили по несколько переизданий.
Совсем недавно автор 20 успешных книг и сборников признался, что писателем себя не считает. Он де просто пересказывает то, что видит, дает свою оценку. А настоящий писатель должен уметь сочинять
«Все очень просто: в сказках – обман»
Впервые "не настоящий писатель" пересказал то, что видел, а именно историю его главного детища – группы "Машина времени", в 1991 году в книге "Все очень просто". Позже она вместе с еще двумя автобиографическими повестями ("Сам овца" и "Дом") вошла трилогию "Сам овца" (2001, 2005, 2008, 2010). Все три книги писались в период с 1990 по 2001 год, но выдержаны в едином проникновенно-философском стиле, который всегда был присущ творчеству Макаревича. Рассуждая о "вечных" темах, автор отнюдь не претендует на роль истины в последней инстанции. Отталкиваясь от событий собственной жизни, он побуждает читателя к диалогу, заставляя задуматься над этими избитыми темами, открывая все новые и новые их грани.
В зарисовках Макаревича - иногда лиричных, иногда философских, иногда парадоксальных, а порой и откровенно смешных - время оживает: можно побывать на первых подпольных концертах "Машины времени", студенческих сейшнах на югах; прогуляться по Стриту в длинных клешах; снова попробовать портвейн за рубль сорок семь; услышать чарующие звуки "Битлз".
Написана трилогия легко и доходчиво, но любителям "пожевать" попсовый графоманский ширпотреб с налетом "желтизны" она вряд ли придется по душе: скандальных признаний по поводу личной жизни там нет, грязью ее автор никого не поливает, нецензурная лексика почти отсутствует... Короче говоря, любители "жареного" чтива могут отдохнуть.
CМАК - "Самая Массовая Ассоциация Кулинаров" или неправильный шашлык Гоши
Сложносокращенное название своей первой кулинарной телепрограммы "СМАК" Макаревич шутливо расшифровывает, как "Самая Массовая Ассоциация Кулинаров". Это же замысловатое "смачное" слово послужит для названия торговой марки Андрея Макаревича, а также для его первой книги кулинарных рецептов, в которой автор предложил лучшие рецепты от самых разных людей: артистов, певцов, юмористов и серьезных писателей. Героями первой поваренной книги Макаревича "СМАК. Встречи на кухне" (1998) стали Татьяна Овсиенко с украинским борщом, Клара Новикова с варениками, Леонид Ярмольник с вареным поросенком в белом соусе, Леонид Якубович с индейкой и многие другие популярные и просто хорошие люди. "Давайте приглашать друзей к себе почаще, а уж как накрыть стол, я вам подскажу", - пишет в предисловии к книге Андрей Макаревич, приглашая к себе на кухню и читателя.
В 2006 году лидер "Машины времени" вновь поднимает знамя поварского просвещения и продолжает нести его в массы. Причем очередная книга с рецептами "Мужская кулинария" отнюдь не оказалась банальным сборником с описанием блюд и ингредиентов. Макаревич предложил ценителям печатного слова чтиво, в которое вплетены рассказы о том, как готовить то или иное блюдо. Комментирует каждый рецепт друг Андрея Макаревича врач Марк Гарбер.
В самой свежей и, пожалуй, самой необычной поваренной книге Макаревича "Наше вкусное кино" (2010) читатель найдет рецепты киноблюд - тех, которые готовили, ели и просто упоминали герои советско-российских культовых фильмов, таких как "Берегись автомобиля" или "Белое солнце пустыни". Автор комментирует происходящее в 55 фильмах с отменным вкусом, знанием дела и юмором. Попутно он делится своими вкусными секретами с читателями, призывая их сотворчеству и импровизации. "Никаких сверхэкзотических блюд в наших фильмах не было, - пишет Макаревич. - Меня всегда раздражало - если артист играет на пианино в заграничном фильме, то он нажимает пальчиками на те клавиши, которые звучат. А в наших - либо руки не показывали, либо лучше на них было не смотреть. Так же и с блюдами. Например, в замечательном фильме "Москва слезам не верит", все хвалят Гошу, который приготовил замечательный шашлык. Но при этом он протягивает на палочке такое, что даже моя собака есть бы не стала".
Не только закусить, но и выпить - под присмотром нарколога
Дважды переиздавалась и дополнялась авторами книга "Мужские напитки, или Занимательная наркология" (2007, 2010), в которой "главный повар РФ" и его друг врач-нарколог Марк Гарбер рассказывают множество занимательных историй, связанных с застольями. Читателю предлагается своего рода исследование сути алкогольных возлияний, которые доставляют наибольшее удовольствие - примерно между второй и третьей рюмкой, как отметил сам Макаревич. Ни одно приличное застолье не обходится без хорошего вина, или водки, или виски... Это может быть любой напиток, начиная от текилы и заканчивая самогоном. Главное, чтобы компания была подходящая.
Ироничные комментарии Марка Гарбера рассматривают "процесс выпивания" с самых различных точек зрения: социальной, культурной, творческой, психологической. "Текила – напиток веселый, - пишет Макаревич. - Помимо традиционного способа употребления – лимон + соль, есть еще рапидо или текила бум. В рюмку наливают текилу пополам с тоником. Рюмку закрывают рукой, бьют о стойку бара, чтобы жидкость внутри "закипела" и выпивают залпом. Текила весьма индивидуально переносится. У одних вызывает замечательно веселое настроение без утренних последствий, у других изжогу и головную боль. Чтобы разобраться надо попробовать".
Разговоры под водой и калькулятор гармонии
Несколько особняком от других стоит прошлогодняя книга Макаревича, которую, как считают критики, следует читать, чтобы научиться слушать. "Вначале был Звук" (2010) - это мысли, чувства, наблюдения за окружающим миром и собой, которые, говоря музыкальной терминологией, записаны "живьем". Про добрых и злых, про бедных и богатых, про рай и ад, про калькулятор гармонии - все это объединяет проза Андрея Макаревича. Ироничные рисунки автора как нельзя лучше отображают тонкие нюансы нашего существования. "И все-таки - вначале был звук, - резюмирует свои размышления в прозе главный российский рок-поэт. - Для каждого из нас лучше то, с чем он вырос, под чью музыку впервые поцеловал девушку и проснулся на утро рядом с ней.
Музыка - лишь часть общей картины счастья".
Ну, а в книге "Что такое дайвинг, или Акваланги для всех" (1999, 2003, 2011) Макаревич вместе с легендарным дайвером Юрием Бельским рассказывают о лучших дайвинг-маршрутах мира и дают множество советов тем, кто планирует начать свое знакомство с подводной жизнью. Оказывается, все "ихтиандры" придерживаются четких правил, законов, обычаев и даже разговаривают на своем "подводном" языке.
Издание можно оценивать по двум критериям - как практическое руководство с ответами на вопросы о подводной жизни и как романтическое путешествие в мире, населенном невиданными красотами. Особенным подарком почитателям таланта Андрея Макаревича стал словарь терминов и сленга, принятый в среде аквалангистов, с рисунками автора.
И море любви качает нас, и мы с песней уходим на дно!
Наконец, литературное наследие Андрея Макаревича трудно представить без поэтической составляющей его многогранного таланта. В сборники "Семь тысяч городов" (1999), "Сольное творчество. Андрей Макаревич. Песни под гитару" (2001), "Андрей Макаревич. Песни и стихи" (2003), "Лучшие песни. Тексты и аккорды" (2004), "Место где свет" (2004, 2005), "Rock коллекция" (2005) и т. д. вошли стихи Макаревича разных лет, а также тексты песен из его сольного репертуара и репертуара "Машины времени", "Оркестра Креольского танго", а также вошедшие в абсолютно новый концертный проект Макаревича "L.O.V.E. - Песни про Любовь", с которым артист приезжает в сентябре на гастроли в Израиль.
Творческая неутомимость живой легенды российского рока, да и, пожалуй, авторской песни, телевидения и где-то немного джаза дает огромное место для маневра многомиллионной армии почитателей его многогранного таланта. Приверженцы меткого слова и удачной рифмы найдут пищу для ума на полке книжного магазина, любители оригинальной графики – оценят точность линий на вернисажах, адепты телепутешествий и кулинарных изысков – включат телевизор… Ну, а ценители живого звука, качественного материала и профессионального искреннего исполнения – придут на концерты Андрея Макаревича, которые благодаря продюсерской компании "Rest International" состоятся на лучших площадках Израиля:
18 сентября, в 20.00 - в Большом зале беэр-шевского Центра сценических искусств;
19 сентября, в 20.30 - в зале "Смоларш" Тель-Авивского университета;
20 сентября, в 20.00 - в хайфском "Аудиториуме.
Видео-обращение Андрея Макаревича к израильскому зрителю: «Я еду в Израиль с музыкой, которую мечтал играть всю жизнь»
http://www.youtube.com/watch?v=tLABivhN7LU