Зимняя черно-белая гамма, густой молочный туман, в котором едва видны силуэты людей, красивый комфортабельный автомобиль, в котором едут двое –женщина за рулем и юноша на заднем сиденье. Они о чем-то спорят, оживленно жестикулируя, они переключают музыку в плеере, они никак не могут найти общий язык. Может так случиться, что они видятся в последний раз?
Фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" – это драма, детектив и притча, вместе взятые. Драма, потому что начинается с выяснения отношений между молодой и красивой мамой и 20-летним инфантильным сыном, видом и поведением больше напоминающим трудного подростка. Детектив потому, что в один момент "мальчик" исчезает в неизвестном направлении, и мама пускается на его поиски. И наконец, притча – потому что цепь странных драматических событий заставляет героиню переосмыслить собственную жизнь, отделить зерна от плевел и отвернуться от мирской суеты.
Главную роль преуспевающей оперной певицы убедительно сыграла одна из самых интересных и запоминиющихся актрис современного российского кино Ксения Раппопорт. Ее героиня отправляется в городок своего детства перед тем, как надолго отправиться в Европу – петь в Венской опере и в других столицах. Свое великовозрастное чадо она берет с собой, чтобы "мальчик" напитался воздухом и светом малой родины. Да только чаду все это ни к чему.
В этой картине, как и во многих других фильмах последних лет, внимание создателей приковано к нравам российской глубинки. Наши герои отъехали от Москвы на 200 километров, а попали на 20 лет назад. Это провинция с ее законами, ее понятиями и правилами, провинция, в которой ничего не изменилось. И хоть появились там старенькие компьютеры и морально устаревшие мобильные телефоны, но по большому счету все осталось таким же, каким было и 20, и 30 лет назад.
Суть фильма, однако, совсем не в противопоставлении городской "мирской" суеты пасторальным картинам российского нечерноземья. Да и до пасторали здесь ой как далеко... Это история о нравственном выборе. Название фильма не случайно: в Юрьев день крепостным предоставлялось право выбора и выхода из рабства. Есть ли на самом деле выбор у человека, мы узнаем, посмотрев "Юрьев день" на канале yes Радуга в пятницу, 16 сентября в традиционный "премьерный" час – в 21.30.
Картина собрала богатый урожай наград, в их числе: "Золотой орел" за 2009 год за лучшую женскую роль (Ксения Раппопорт), несколько номинаций премии "Ника" 2009 года, а также приз за лучшую женскую роль на "Кинотавре" 2009 года.
В Израиле "Юрьев день" продолжает спецпоказ фильмов – участников фестиваля "Кинотавр" предшествующих лет, которую устроил канал yes Радуга в преддверии большого праздника кино. С 20 по 24 сентября, под эгидой компании спутникового телевидения yes, в Синематеках трех израильских городов - Тель-Авива, Хайфы и Сдерота - пройдет специальный показ фильмов "Кинотавра" 2010 и 2011 годов. Ожидается прибытие высоких гостей, кинематрографистов России. В их числе будет Наталья Мокрицкая, продюсер фильма "Юрьев день". В Израиле Наталья Мокрицкая будет представлять свой новый фильм "Мой папа Барышников", получивший приз "За лучшую музыку к фильму" последнего "Кинотавра".
Наталья Мокрицкая на сегодняшний день входит в перечень наиболее успешных кинопродюсеров последних лет. В ее послужном списке числятся интересные и запоминающиеся проекты, среди них - "Изображая жертву" (2006 год) и "Четыре возраста любви" (2008).
Смотрите "Юрьев день" на канале yes Радуга 16 сентября в 21.30.
Информация об этом и других фильмах yes на сайте компании на русском языке http://yes-ru.co.il/