Спектакль "Наливные яблоки" по пьесе Островского "Правда хорошо, а счастье лучше", который будет показываться в Израиле в начале ноября, когда-то был поставлен в театре Маяковского как дипломная работа для курса легендарного режиссера Андрея Гончарова, и главные роль в нем тогда сыграли ныне известнейшие израильские актеры Наташа Манор и Саша Демидов. Тот спектакль почти 20 лет с неизменным успехом шел в театре имени Маяковского. В ноябре 2009 года он был восстановлен Романом Мадяновым, и теперь "Наливные яблоки" вновь радуют зрителей своим озорством и весельем.
Главные роли в "Наливных яблоках" нового урожая, в спектакле, лишенном какого-либо налета хрестоматийности, а ярком и зрелищном, играют народный артист России Валерий Гаркалин и заслуженная актриса России Ольга Прокофьева. Играют так, что становится понятно: пьесы Островского остаются свежими, актуальными и злободневными. А сам драматург Александр Островский, насупленно и монументально сидящий на постаменте у входа в Малый театр в Москве, стараниями школьных учебников зачисленный в обличители "темного царства", необъяснимым образом преображается в этой пьесе поэта - легкого, остроумного и лукавого, знающего толк в игре. Островский повествует веселую, смешную, сентиментальную и мудрую историю о яблоневом саде, правде и счастье. Конечно, никто не спорит - истина одна. Но у каждого человека есть своя правда, которая для него в чем-то неоспорима и свята. И, чаще всего, правда - в счастье и в любви! И в том, что есть в наших душах способность быть счастливым.
Андрей Гончаров говорил в свое время, что Островский - один из самых трудных драматургов, и играть в его пьесах - значит сдавать экзамен на профессиональную зрелость. Пьесы Островского в последнее время стали необыкновенно популярны: в московских театрах его ставят больше, чем Чехова и Шекспира. Подзабытые было фразы из его произведений становятся крылатыми выражениями, принимаются на вооружение и вновь оказывается, что нет ничего нового под солнцем и отношения в семьях и между поколениями в веке 21-м ничем не отличаются от того, что было описано Островским в веке 19-м в, казалось бы, простой житейской комедией.
Как это ни банально, но классика всегда современна. И современность дает о себе знать: герои спектакля театра Маяковского разительно не похожи на знакомых по литературе и живописи купцов Замоскворечья. Промотавшийся гуляка Амос Панифилыч Барабошев - эдакий щеголь в костюме а'ля Париж в великолепном исполнении Валерия Гаркалина, причудливо сочетающего актерскую серьезность с гротескной подачей, с "отклонением от нормы", что дает обратный эффект восприятия зрителя. Нянька Фелицата - совсем не древняя старуха, а женщина еще вполне в соку – прекрасная Ольга Прокофьева. В этом спектакле - в комедии без пафоса, без форсированной речи и эффектных поз - все к месту, все органично, изящно, ладно скроено и крепко сшито.
Сдвинув жанр спектакля в сторону лубка и раешника, его создатели утверждают, что "правда – хорошо". Какая правда имеется в виду, зрителю помогут уяснить и куплеты зазывалы, и декорации, и актерское исполнение — весь образный строй спектакля, ставшего озорной и веселой, сентиментальной и мудрой историей о любви, молодости и счастье. Историей, приобретающей в театре особые оттенки. Рассказом про то, как купеческая дочка Поликсена полюбила честного Платона. Тихое Замоскворечье. Наливаются ароматные плоды в яблоневых садах. Так хочется любви молодым сердцам. Но так много вещей не укладывается в купеческие понятия о счастье и благородстве, правде и чести, свободе и достоинстве!.. Неужели, чтобы воссоединиться с любимым, надо ждать счастливого случая? А может все изменит тайный доброжелатель?
Самую что ни на есть обычный историю рассказал Островский. О том, как деспотичная и богатая купеческая бабушка Мавра Тарасовна, отказавшаяся в свое время от счастья ради денег, никак не дает согласия на брак своей непокорной внучки Поликсены с бедным соседом, правдолюбом Платоном Зыбкиным А потом вдруг стараниями старой доброй няньки Филицаты (не зря имя Филицата означает "счастье") объявляется в доме бывший бабушкин кавалер, унтер-офицер в отставке, большой греховодник и проказник Сила Ерофеич Грознов и все в одночасье преображается. Порок наказан, справедливость торжествует, молодые готовятся к свадьбе. Платон, как водится у правдолюбцев, вспархивает: "Вот она, правда-то, бабушка!" Но тут, конечно же, не в правде дело, а в любви. Той самой, старой, загнанной и неизжитой. За последние годы в театре Островского – в новых спектаклях по его старым пьесам - проявились и утвердились основательно забытые свойства: пленительная тонкость, живое сочувствие к персонажам, спокойное и улыбчивое человеколюбие, ирония и нежность. То, что было покрыто копотью времени, оказалось ярким, живым, дышащим. Оказалось веселым и притягивающим зрителей спектаклем – таким, как "Наливные яблоки".
Московский Академический театр им. Вл. Маяковского
Памяти выдающегося режиссера современности А. А. Гончарова
"Наливные яблоки" - комедия по пьесе А.Н. Островского
В ролях: Ольга Прокофьева, Валерий Гаркалин, Роман Мадянов, Татьяна Орлова, Игорь Марычев, Людмила Соловьева, Дмитрий Прокофьев, Виталий Гребенников, Наталья Филиппова, Юрий Коренев
Ашкелон, "Гейхал ха-Тарбут", 2 ноября, среда, 20.00
Хайфа, «Аудиториум», 3 ноября, четверг, 20.00
Беэр-Шева, Гейхал ха-Тарбут, 4 ноября, пятница, 20.00
Тель-Авив, зал "Нога" театра "Гешер", 5 ноября, суббота, 20.00
Организатор гастролей - импресарио Марат Лис, руководитель компании "Cruise International".