Да – балет! Нет – не из Монте-Карло! Да – классика и на пуантах. Нет – женщин в труппе нет, одни мужчины, но сразу шестнадцать. И да – будет исполнен второй акт "Лебединого озера"!
Les Ballets Trockadero de Monte Carlo - явление уникальное не только в рамках балета, но и в мировой культуре вообще. Уникальное, ибо идея поставить на пуанты танцовщиков, витавшая в воздухе на протяжении всей истории балета, осуществилась.
Вот уже на протяжении почти 40 лет Балет Трокадеро де Монте-Карло - труппа профессиональных танцовщиков-мужчин, чей технический уровень очень высок, - собирает полные залы во всем мире, благодаря несерьезному пародийному взгляду на серьезный классический балет. Они иронизируют, они пародируют ведущих прим, они пластичны и гибки, смешны и печальны. Могут показать академическую выучку и красоту хореографического рисунка, физически сложные элементы и отменные актерские способности. И они же могут вызвать смех в зале, высмеивая самомнение прима-балерин, нелепости и штампы, которыми оброс классический балет, закулисные нравы. Они прекрасно исполняют женские партии, правда, их героини немного крупноваты.
Годом возникновения этой off-Broadway труппы в Нью-Йорке считается 1974-й. Именно тогда это сенсационная и коммерчески удачная труппа была собрана в первый раз, но выступления давались только для узкого круга лиц - для родных и друзей. И это понятно - труппа, состоящая из одних мужчин, пародирующих романтических звезд, была смелым по тем временам решением.
Монте-Карло упоминается в названии не случайно, а как дань уважения труппе «Русский балет Монте-Карло», образовавшейся в начале двадцатого столетия из распавшейся балетной труппы «Русский балет Дягилева» и у всех танцовщиков "Трокса" (так кратко именуют эту труппу поклонники) есть прозвища – псевдо-русские женские фамилии. В каждом актерском псевдониме скрыт дополнительный смысл - типажи балерин или характерные ситуации. "Балет Монте-Карло", составленный из русских артистов, гремел в Европе перед Второй мировой войной, а затем в полном составе уехал в США. Тогда-то Америка и усвоила, что настоящий балет - только русский. И "Трокс" как раз и рассказывает прежде всего про страсть к русскому классическом балету.
Танцовщики не пытаются перевоплотиться в женщин-балерин, хотя и носят пачки и пуанты.
Художественная задача этого театра – создание спектаклей-пародий, первоклассно придуманных и до мелочей выверенных имиджей. У театра есть свои версии хрестоматийного "Па-де-катра" на музыку Цезаря Пуни в постановке Жюля Перро, "Дон-Кихота", "Тарантеллы", "Умирающего лебедя", "Пахиты", "Щелкунчика", "Раймонды", "Корсара"…
"Трокс" – это русская классика, доведенная до абсурда американской легкостью, чувством юмора и страстью все утрировать. Но шестнадцать красавцев в пачках и на пуантах - безукоризненны и воспроизводят арабески и фуэте на высшем балетном уровне, сопровождая их шутками в стиле "черной комедии". Они - виртуозны и танцуют, не экономя сил и не щадя себя. У них своя, особая связь с классикой, ведь фирменный знак "Трокадеро", высмеивающего штампы и нелепости - густо покрытый слоем грима "умирающий лебедь" с накладными ресницами и волосатой грудью, балансирующий на пуантах 47-го размера. Тесемки впиваются лебедю в тело, тюль трещит по швам, а Les Ballets Trockadero de Monte Carlo опровергает культ хрупких воздушных созданий - балетных дам, одновременно внося жизнь в классические раритеты, танцуя не серьезно, но точно.
Балет Трокадеро де Монте-Карло - это современный арт-балет двадцать первого столетия в классической хореографии, объявивший своим кредо карикатурную пародию и язвительный взгляд на хрестоматийный балет, юмором и иронией очищающий балет от шаблонов и банальности. Но технически безупречный и остроумный "Трокс" не объявил войну классике, ведь классика - подлинна и выдержит проверку смехом.
Тель-Авив, центр сценических искусств - «Бейт ха-Опера», 8 ноября, 21. 00; вторник, 9 ноября, 21.00; среда. 10 ноября, четверг, 21.00, пятница, 11 ноября, 21.30
Официальный сайт Les Ballets Trockadero de Monte Carlo - http://www.trockadero.org/