Искрящийся, как бриллиант, девственно чистый снег. Алое солнце на закате. Тихий треск костра, песни под гитару, рубиново красное грузинское вино. Снятся ли вам такие сны? Наверное, снятся. Снятся они и Марго - немного нелепой, взбалмошной, но обворожительной героине спектакля "Спасибо, Марго". Это она вспоминает заснеженною Москву, живя в Нью Йорке. С таким же успехом она могла жить в Иерусалиме, Ашдоде и Тель Авиве, также желав счастья и любви, и также искать свою дорогу к счастью, как это делаем все мы. Этот нежный, добрый, ностальгический спектакль поставил в Архангельском театре драме талантливый режиссер Петр Орлов. А израильтяне увидят его в ноябре в рамках Фестиваля «Театральный Дивертисмент»
За месяц до приезда театра в Израиль Петр Орлов дал интервью
У вас уникальная история. Театр существует с середины 19 века. Есть ли в вашем театре какие то глубокие традиции, как например, в Малом театре, или коммерция заглушила все, как это происходит с большинством репертуарных театров Москвы?
На мой взгляд, человека, который является главным режиссером Архангельского театра главной традицией театра являются актеры - Его Величиство Актер - русская реалистическая Школа, Школа сопереживания, школа переживания, когда в зале смеются и плачут. Я думаю, что это является основополагающим для Архангельского театра. Это производит впечатление на зрителя, заставляет его ходить в наш театр.
Архангельская земля отличается тем, что на ней никогда не было крепостного права, там артист, выходящий к зрителю абсолютно адекватен человеческому слову. То, что он скажет человеку в дружеской беседе, он скажет зрителю. И если нужно защитить свой театр , то он будет голодать (что и было год назад, когда у нас была борьба с нашими властями ). И эта наша традиция человеческая и творческая - исповедовать правду, нести ее , не бояться донести ее до зрителя. То, что давно уже стерто в столичных театрах. Там давно уже все куплено. А у нас не куплено. Искренность человеческая, а значит и творческая, как нас учили в театральном институте всех, что у тебя есть за душой, то ты и принесешь зрителю. Вот это , как нельзя полно сохранено в нашем замечательном Архангельском драматическом театре.
Прошлогодний сезон Ваш театр закончил спектаклем Спасибо Марго. Теперь вы привозите этот спектакль на Фестиваль "Театральный дивертисмент". Это лирическая комедия, жанр - любимый зрителем. Но почему вас заинтересовала тема эмиграции?
На самом деле это очень интересная тема. Что такое эмиграция? Это одиночество своего рода. Это ситуация , в которой оказывается человек, ситуация, в которой проявляются качества человека, неожиданные ,как для самого человека, так и для окружающих.
В этой ситуации оказались и герои нашего спектакля. Ситуации, когда человек одинок, а ему хочется любви, ему хочется тепла, и как эту любовь и это тепло найти. Это тот самый острый угол, перекресток, на котором проявление человеческого характера, проявление острой человеческой ситуации. Это близко любому человеку, а тем более человеку, уехавшему в эмиграцию.
К сожалению сегодня и мы в России попадаем во внутреннюю эмиграцию. Люди, живущие в Израиле, приехавшие из России следят за ситуацией, которая складывается у нас в стране.
И поиск вот этой любви, которую находят герои замечательной пьесы Валерия Мухарьямова находят ту самую любовь в своей эмиграции, И эта внешняя эмиграция, как отражение внутренней эмиграции многих. Надеюсь, что наш спектакль найдет отклик в сердцах людей, которые живут здесь. Они увидят ситуацию, которая им понятна, близка, и может быть это кому то поможет найти ту любовь и тепло, которого им не хватает. Ведь истинное искусство заживляет душевные раны и даёт надежду.. . Это было бы самое замечательное, что мы могли бы принести людям.
Имя актрисы, играющей главную роль в этом спектакле - Марии Новиковой - очень часто упоминается в интернете. И упоминается лестно. Расскажите, пожалуйста, о ней.
Маша Новикова - одна из звезд нашего театра. Действительно удивительный человек, удивительно трепетный, тонкий, ранимый, и невероятно искренний человек. И все эти человеческие качества она дарит своим зрителям. Она играет у меня практически во всех спектаклях, играет с блеском, действительно люди плачут, когда она на сцене. А ведь вы знаете, что Станиславский говорил, что рассмешить-то легче, чем заставить плакать. Невероятная актриса удивительного обаяния, удивительной тонкой иронии. Поэтому о ней в интернете и говорят. Надеюсь, что она принесет счастье и израильтянам.
Любимая в театральных кругах фраза, что "Репертуарный театр - это террариум единомышленников". Применимо ли это к вашему коллективу? Ведь Москва сейчас изобилует конфликтами и скандалами между руководством театра и труппой? А как у вас?
У нас тоже с этим не так просто, потому что весь театр дерется - кто поедет в Израиль. Все очень хотят попасть в эту Великую страну, все не спят и видят себя, приехавшими на Землю Обетованную. - Ну на самом деле это шутка.
У нас к счастью, террариум творческих единомышленников. Если и есть какая либо борьба в театре, то это творческая война, даже не война, а борьба, добрая борьба. Люди хотят попасть на сцену, хотят сыиграть, хотят попасть к хорошему режиссеру, потому что за последние годы театр изменился, стали приезжать замечательные режиссеры, стали выходить замечательные спектакли.
Я человек совершенно не ревнивый, я зову, зову и зову, и я абсолютно уверен, что и режиссеры из Ираиля поедут к нам ставить, и сотрудничество начнется благодаря этому замечательному фестивалю "Театральный Дивертисмент"
Поэтому террариум единомышленников - да! потому, что хотим сделать рай!
Ну а что касается конфликтов между руководством и труппой, то когда в прошлом сезоне , нам был предложен некий человек по фамилии Дюник, директор гастролей группы Тату, человек
который начал гнуть людей, которые выросли на удивительной Архангельской среде , где никогда не было крепостного права, театр стал на дыбы стал защищать свою свободу, творческую свободу, актеры стали голодать. И действительно, губернатору ничего не оставалось, как только прислушаться, и надо сказать , что губернатор поступил очень мудро. Вы знаете, я назвал бы этот конфликт, как зарождение гражданского общества в отдельно взятом театре. И если бы конфликты также решались в масштабах государства, пусть это прозвучит некорректно по отношению к стране, в которой я живу, то мы бы жили в другом государстве.
Я знаю, что революция в Чехии началась именно с театров. Я думаю, что так, как вели себя артисты нашего театра в этом конфликте, так должно вести себя все наше Российское общество. Вот тогда мы будем жить в другой стране, а не завидовать другим странам, в частности , Израилю, где люди в пустыни построили Великую страну. Как они сохраняют эту культуру, как они сопротивляются всей той дряни, которая существует сегодня в мире. Тому пример вот этот замечательный Фестиваль , который действительно собрал невероятно талантливых, невероятно устремленных и преданных своему делу. Это то, что должно , действительно, объединять всех нас в стремлении к чему то доброму и светлому.
29.11.11 20.00 Ашдод , Матнас Дюна
01.12.11 20.00 Тель Авив Яффо , Аудиториум Анис
02.12.11 20.00 Беер Шева, Дворец Молодежи
Сайт Фестиваля Театральный Дивртисмент dagmara.co.il
Сайт Архангельского театра драмы www.arhdrama.ru