Популярность и востребованность этой актрисы - в зените. Анна Большова снимается в кино и сериалах, занята в рейтинговых телепроектах, ее роли на театральной сцене собирают неизменные аншлаги. В ноябре все мы сможем оценить ее многогранный талант в новом спектакле московского театра "Миллениум" "Трамвай "Желание" по знаменитой пьесе Теннеси Уильямса. В дуэте с популярнейшим актером театра и кино Алексеем Гуськовым эту величайшую драму Анна Большова разыграет в образе Бланш Дюбуа - роли, неизменно требующей особого таланта и неподдельного актерского мастерства.
- Вам довелось сыграть немало ярких женских характеров и в театре и в кино, даже иногда трагических. Какое место в коллекции женских образов занимает Бланш Дюбуа – ваша новая работа в спектакле "Трамвай "Желание" театра "Миллениум"?
- Эта роль, от которой не отказываются, любая артистка всегда рада такому предложению. Сейчас я над ней работаю – разбираюсь, поражаюсь…
- Какую, с вашей точки зрения, главную мысль заложил Теннеси Уильямс в свое гениальное произведение, и насколько она соответствует вашему прочтению этой выдающейся пьесы?
- Я думаю, эта пьеса всегда будет актуальна, она из разряда вечных. Простым понятным языком она рассказывает о том, что есть красивые мечты, а есть быт и реальность. Очень рядом живут высокие стремления и плотские желания. Мир раздираем противоречиями между обществом и личностью. Человек постоянно пребывает в состоянии борьбы, результатом которой довольно часто, к сожалению, становится разочарование. Равно, как и любовь. Противоречие между реальным и нереальным, возвышенным и низким, возможным и невозможным настолько сильно, что справиться с ним порой невозможно, а уж тем более, – выбрать из всего этого для себя что-то одно.
- Какое главное отличие спектакля театра "Миллениум" от других постановок и экранизаций "Трамвая "Желание"? И, соответственно, в чем, по-вашему, главное достоинство вашей версии?
- Многие сегодня считают, что классику в чистом виде играть уже не интересно, даже скучно. Что от традиционных трактовок веет холодом… При этом довольно часто бывает, что среди новаторских и эпатажных театральных находок теряется первозданный замысел автора – за формой уже не различить содержания. Все оценивается долей таланта – и тех, кто придумывает, и тех, кто воплощает. Конечно, все существующие версии этой великой пьесы отличаются друг от друга хотя бы тем, что их ставят разные режиссеры, играют разные актеры. Но именно то, что ничего нарочито провокационного и эпатирующего в нашем спектакле нет, я считаю как раз достоинством.
- Как вы трактуете образ Бланш? Определились ли вы с соотношением белого и черного в этом неоднозначном портрете?
- Думаю, любому актеру не очень интересно играть однозначно положительных или окончательно отрицательных персонажей. В каждом из нас есть доброе и злое начало. Человек – сложная натура, он полон странностей и противоречий. Беда Бланш, в какой-то степени, в том, что у нее слова расходятся с делом. Пребывая в иллюзорном мире, ею себе представленном, она теряется в мире реальном.
Однако между тем, что есть, и тем, как должно быть, – огромная пропасть. Бланш не удалось удержаться на грани. Нежелание предать свой призрачный мир и принять жизнь «как она есть» приносят моей героине боль и душевные муки. Поэтому нельзя утверждать, что в этой сцене она хорошая, а в этой плохая – нельзя. Она – разная!
- Что для вас самое трудное в воплощении этого характера, а что, наоборот, самое близкое и понятное?
- В Израиле состоится моя премьера в роли Бланш, поэтому об окончательном воплощении этого образа мне, пожалуй, говорить еще рано. От спектакля к спектаклю моя Бланш будет меняться. Тридцатый спектакль, обычно, очень отличается от первого. Так что я еще в начале большого интересного пути – мне посчастливилось соприкоснуться с материалом, заставляющим развиваться.
- Насколько, по-вашему, история, разыгранная в "Трамвае "Желание", актуальна сегодня? Насколько типичны и жизненны образы? Может ли что-то подобное произойти сегодня?
- Вы знаете, ни пьянством, ни гомосексуализмом, ни, мягко говоря, ветреностью сегодня ни в жизни, ни на сцене не удивишь. Современный зритель грустит по хорошей поэзии, по хорошим фильмам, по классическому театру – разве, в какой-то мере, это не та же самая тоска, которая снедает Бланш? Хотя, конечно, истинная первопричина ее переживаний гораздо глубже, гораздо жестче. Как тут не сойти с ума, когда ты узнаешь, что человек, которого ты любишь, боготворишь, оказывается не просто «слабаком» (политкорректность и цензура в фильме 1951 года), но вообще пребывает в иной системе координат, и от твоих слов убивает себя?! Ее снедает чувство вины за его смерть и за то, что не спасла его. Но из-за гомосексуальности женщина не просто чувствует свою ненужность и неполноценность - невозможно продолжение рода, рушится основа жизни. Катастрофа! И разве это не касается всех современных нравственных аспектов, потерянных ценностей, смещенных понятий - что хорошо, что плохо, ощущения потерянной культуры?! Надо признать - эта пьеса еще очень современна и актуальна…
- Простите за невольную и совершенно не вытекающую из вашего ответа аналогию, но достаточно необычная история вашей семьи и ваша личная история еще раз подтверждает мысль, что жизнь чуть ли не самый талантливый, правдивый и трудно предсказуемый драматург…Как вы считаете, история вашей семьи могла бы лечь в основу современной пьесы?
- Вы знаете, я бы не хотела касаться того, что связано с личной жизни – даже в такой красиво завуалированной формулировке, как ваша. Это ведь для зрителей и читателей жизнь узнаваемого человека – это «интересненькое», это продолжение спектакля, шоу, анекдота или развлечения, а для того, о ком пишут – это не история, это жизнь! Представил бы тот, кто все это читает, что так же вынесут на всеобщее обозрение его жизнь! Я выставляю на суд зрителя свою работу – это моя профессия. При чем тут личная жизнь?
- Тогда вернемся в наш "Трамвай". В Израиле вы будете играть с известным и опытным актером Алексеем Гуськовым. Какие главные его актерские и мужские качества вы могли бы отметить?
- Алексей – замечательный! Я очень рада, что у меня есть возможность поработать с ним, потому что для каждого артиста хороший партнер на сцене – это интересно, это удобно, это постоянная возможность импровизировать, будучи уверенным, что твою инициативу подхватят и разовьют. Работать с такими профессионалами - настоящее творчество и большое удовольствие.
- Вы далеко не первый раз в нашей стране. Каково ваше впечатление от израильской публики?
- По-моему, израильский зритель по-хорошему избалован качественными постановками и блестящими гастролерами. Осознание этого всегда прибавляет ответственности артисту. Мне всегда очень приятно встречаться с израильской публикой, потому что она всегда доброжелательна и, по моим ощущениям, очень отзывчива.
- Есть ли в Израиле особенные места для вас? Планируете ли вы посещение святынь? Будут ли вас сопровождать во время гастролей члены вашей семьи?
- У нас в Израиле очень плотный гастрольный график – каждый день новый город. Поэтому не уверена, что смогу куда-нибудь еще заглянуть. А с семьей очень хочу как-нибудь приехать просто отдохнуть!
- Спасибо вам. И с премьерой!
Увидеть и еще раз оценить талант Алексея Гуськова, уже как гениального театрального актера, израильская публика сможет в ноябре.
Спектакль "Трамвай "Желание" будет сыгран: 16 ноября в Ашкелоне ("Гейхал ха-Тарбут"); 17 и 18 ноября, в Тель-Авиве (Театр "Гешер", зал "Нога"); 19 ноября в Хайфе ("Аудиториум"), 20 ноября в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств) и 21 ноября в Иерусалиме (Жерар-Бахар).