Впервые в Израиле открылась выставка, на которой представлены цветные снимки фотографов Американской колонии – сцены из жизни Эрец-Исраэль начала 20 века.
Выставка открыта при сотрудничестве Еврейского Исторического музея в Амстердаме.
Эти редчайшие необычные снимки – часть постоянной экспозиции Еврейского Исторического музея в Амстердаме - впервые привезены в Израиль.
Кто такие фотографы Американской колонии и как они в начале пошлого века ухитрились делать цветные фотографии? Подробно об Американской колонии будет сказано ниже, а их цветная яркость объясняется просто – они раскрашены.
Фотографы Американской колонии в Иерусалиме были чрезвычайно активны в конце 19-го - начале 20-го века. Они оставили тысячи и тысячи снимков, стеклянных пластин высокого качества, на которых зафиксировали все, что можно тогда был заснять в Палестине - бытовые и городские сцены, виды городов и деревушек, типажи, пеструю вереницу людей всех национальностей и религиозных конфессий, живших в тогдашней Эрец-Исраэль, паломников, живописные типажи и столь же живописные пейзажи – те самые библейские пейзажи, танахические виды земли наших предков.
Снимкам этим около 100 лет, но пейзажи, попавшие в объективы фотографов Американской колони – тысячелетние. Рассматривать эти снимки – значит погрузиться в туннель времени, пройти по нему вглубь веков, начав обратный отсчет в начале прошлого века и увидеть ремесленников, крестьян, дома и поля, традиции, существовавшие тысячелетия и столь быстро исчезнувшие в прошлом, стремительно умчавшемся веке.
Эти столетней давности раскрашенные вручную фотографии выставлены в Музее Эрец-Исраэль в павильоне "Человек и его ремесло", постоянная экспозиция которого недавно обновлена. В павильоне можно те самые предметы и приметы быта, что и запечатлены на снимках фотографов Американской колонии.
Фотомастерская Американской колонии в Иерусалиме расцвела благодаря визиту в Палестину кайзера Германии Вильгельма в 1898 году. Два фотографа этой фотомастерской постоянно сопровождали его, сама мастерская была оснащена по последнему слову тогдашних технических достижений, а фотографы Американской колонии мало того, что ухитрялись быть везде и всюду, еще и стремились как к можно более точному воспроизведению действительности, к реализму на своих снимках. Но фотографии надо было продавать – поэтому некоторые сцены ради еще большей, чем на деле, реалистичности, срежиссированы таким образом, чтобы затронуть сердца паломников и туристов, исследователей и газетчиков того времени, охотно покупавших фотографии в качестве сувениров.
В 1881 году в Иерусалиме к северу от Дамасских ворот возник новый христианский квартал - Американская колония, благодаря супругам Горацио и Анне Спаффорд вместе с единомышленниками из Америки организовавшими коммуну, к которой позднее присоединилась группа из Швеции. В 1894-м году, поселившись в бывшем доме Ал-Хусейни, колонисты открыли лавку сувениров и устроили усадьбу при доме. Основателем фотографической фирмы в общине стал индийский еврей Илия Майерс. Была открыта фотомастерская возле Яффских ворот, прославившаяся во время визита немецкого кайзера Вильгельма Второго в Иерусалим: двое из членов коммуны сопровождали и фотографировали царственную особу. Визит германского кайзера Вильгельма II в 1898 году во многом изменил облик и ритм Иерусалима, оказав влияние и на Американскую колонию. Началось с того, что фотограф-любитель из колонии запечатлел это выдающееся событие, сделав необычайно интересный снимок. Вскоре после этого в колонии была создана школа фотографии, и фотоискусство было поставлено на коммерческую основу. Из колонистов вышли знаменитые фотоиллюстраторы книг о Палестине.
Фотографии на выставке свидетельствуют о попытках фотографов запечатлеть в романтических и аллегорических образах еврейских обитателей Иерусалима, арабов в деревнях и бедуинов в шатрах, а также обработанные поля, оросительные системы тех времен, мельницы, ремесленные мастерские. Последующие поколения считали эти фотографии весьма аутентичными и потому бережно сохраняли эти экзотические сувениры земли ТАНАХа.
Изначально эти яркие и даже слегка аляповатые снимки были черно-белыми. Большую часть их раскрасили вручную швед Эрик Матасон и его жена – американка Эдит, которые и заправляли делами фотомастерской Американской колонии, специализируясь на раскрашивании вручную позитивов и стеклянных фото-пластин в коммерческих целях. Они достигали такой точности в передаче цвета, что иногда сложно поверить, что это сделано столь давно.
Изначально коллекция из 1200 вручную раскрашенных стеклянных фотопластин была выкуплена у Матасонов Ари Шпильманом, голландским туристом, который демонстрировал их с помощью волшебного фонаря на своих лекциях о Святой Земле по возвращению в Голландию. Позже сам Шпильман передали коллекцию в дар Еврейскому Историческому музею в Амстердаме. А полное собрание стеклянных пластин Матасона его потомки подарили Библиотеке Конгресса США в 1966 году.
На выставке "Фотографии Земли Пятикнижия" в Музее Эрец-Исраэль также представлены почтовые открытки той эпохи - жестокой как и любые времена, но нам представляющейся романтичной и пасторальной. Эти открытки печатались на основе снимков из фотомастерской Американской колонии и рассылались из Иерусалима по всему миру. Открытки в основном предоставлены «Коллекцией Александра» музея, рассказывающей об истории почты и филателии.
Куратор выставки "Фотографии Земли Пятикнижия" – д-р Эйтан Аялон
Часы работы музея: с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.
Сайт музея -
http://www.eretzmuseum.org.il/
Телефон для справок - 03-6415244
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.