18 декабря в зале "Смоларш" Тель-Авивского университета в концерте "Зимний коллаж" Израильского оркестра солистов (дирижер - Евгений Цирлин) выступит замечательный грузинский бас Паата Бурчуладзе, дающий интервью из Берлина, во время недолгого отдыха в Европе и в первую очередь подчеркивающий то, что очень рад возможности снова побывать в Израиле, несмотря на плотный график многочисленных выступлений в разных театрах и разных концертных залах мира.
- У Вас огромный и очень разнообразный репертуар. Но все же в нем есть три тематические доминанты. Это русская и итальянская музыка плюс Моцарт. И все они представлены в предстоящей программе.
- "Зимний коллаж" - это гала-концерт, а такие мероприятия всегда имеют праздничный характер. Произведения Моцарта и Россини для таких случаев очень подходят. А поскольку я представляю в этом концерте свой оперный репертуар, обязательно должен присутствовать и мой любимый Верди, хотя у него для баса праздничной музыки не найдешь. Ну и как не спеть арию Гремина из "Евгения Онегина" Чайковского - жемчужину басового репертуара. Словом, я надеюсь, слушатели будут довольны.
- Когда Вы выступаете в камерных концертах, Вашей партнершей почти всегда является пианистка из Одессы Людмила Иванова. Вы сохранили творческий союз с ней, хотя Тбилиси и Одесса оказались в разных государствах, а вы сами больше обитаете за пределами бывшего советского пространства.
- Мы вместе с 1982 года. Я тогда занимался у ее мужа, замечательного вокального педагога Евгения Николаевича Иванова. Это было уже после того как я окончил Тбилисскую консерваторию, стажировался в Москве и прошел трехгодичную стажировку в Италии, в "Ла Скала". В Одессе я получил бесценные уроки. Именно они привели меня к победе на Конкурсе имени Чайковского в Москве. Да и теперь, когда я пою в разных театрах мира партии в русских операх, я использую ту школу, которую получил в Одессе.
- А как Вы туда попали?
- Мне порекомендовала позаниматься с Евгением Николаевичем и его женой Людмила Шемчук, чудесная меццо-сопрано, которая училась у Ивановых. Между прочим, мы обратили внимание, что почти все победители вокальных конкурсов Чайковского, не говоря уже о лауреатах вторых и третьих премий, брали уроки в Одессе. А всего среди учеников Ивановых больше 150 лауреатов разных конкурсов!
- Несмотря на очень плотный международный график выступлений, Вы регулярно бываете в Грузии.
- Да, я испытываю потребность выступать на родине. Кроме того, у меня в Грузии есть фонд помощи детям. К сожалению, сейчас много детей-сирот, хотя раньше для Грузии это было нехарактерно. Первые многочисленные сироты появились после гражданской войны начала 1990-х годов. Немало сирот прибавила и августовская война с Россией в 2008 году.
Страдают не только дети, потерявшие мать или отца, или обоих родителей, но и ребята из многодетных семей беженцев, которым негде жить. Ведь на 4 миллиона населения Грузии (сейчас даже, пожалуй, поменьше) приходится полмиллиона беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Они вынуждены ютится в ужасных условиях. Наш фонд организует в их пользу благотворительные концерты. Со всего мира по моему приглашению в Грузию приезжают мои друзья-певцы. У нас гостили бас Феруччио Фурланетто, тенора Марчело Альварес, Рамон Варгас, Марко Берти, сопрано Монсеррат Кабалье и Мишель Крайдер... Всех не перечислишь.
Благодаря их благотворительным выступлениям мы купили больше шестидесяти домов для многодетных семей. Обычно ключи от этих домов вручаются прямо на сцене после концерта. По делам своего фонда я раз в два месяца на два-три дня приезжаю в Тбилиси. Кроме того, пою в концертах, выступаю в спектаклях Тбилисской оперы...
- В ваших планах большой тур по городам России. Между тем некоторые Ваши соотечественники принципиально отказались от выступлений там после августовской войны.
- Я не согласен с таким подходом. Правда, вскоре после войны, 30 сентября 2008 года я отменил запланированный концерт в Москве, в Зале имени Чайковского. Раны были слишком свежи. Но вообще я считаю, что народы в этой войне не виноваты, ни русский, ни грузинский. Это результат дурной политики руководителей обеих стран, не только не сумевших решить проблемы, которые достались им в наследство, но и усугубивших рознь и непонимание. Народы в этом не виноваты. И чем больше мы будем общаться, тем лучше. А кто должен прежде всего налаживать эти контакты? Люди искусства. Наоборот, я после этих событий стараюсь как можно чаще приезжать в Россию и выступать там. Многовековая связь, которая была между нами, не должна прерваться из-за глупой политики обеих сторон.
- А чем Вас привлекает Израиль?
- У меня особые отношения с вашей страной и израильской публикой. Я каждый год, если не чаще, приезжаю и участвую в спектаклях Израильской оперы. Впервые я спел в Тель-Авиве в 1994 году, когда открыли новое здание оперного театра, исполнил заглавную партию в "Борисе Годунова" Мусоргского. С тех пор я исполнил тут около полутора десятков разных ролей в разных операх. Кстати, в будущем году я, очевидно, снова приеду, чтобы выступить в "Борисе". В Израиле я себя чувствую как дома, работаю и отдыхаю, общаюсь с моими любимыми друзьями. В Израильской опере я желанный гость. Волна дружелюбия исходит от всех - начиная от директора Ханы Муниц, которую я очень уважаю и люблю, до костюмеров и уборщиц. Мне это очень приятно, поэтому я никогда не отказываюсь от приглашений. Кстати, мне только что, перед нашим разговором, позвонили и предложили в следующем июле принять участие еще и в исполнении "Аиды" под открытым небом в парке. Буду счастлив, если это осуществится.
- До скорой встречи!
Беседовал Виктор Лихт.
«Зимний коллаж»
Концерт оперного баса Пааты Бурчуладзе и Израильского оркестра солистов (дирижер - Евгений Цирлин) с участием сопрано Ларисы Татуевой.
Тель-Авив, зал "Смолларш" (тель-авивский университет), 18 декабря, 20.30
Билеты субсидированы
Билеты можно заказать в интернет-кассе
Paata Burchuladze- Aria's Zaccaria- "Nabucco"
http://www.youtube.com/watch?v=LOvZKj5OoGQ
Фото предоставлено организаторами концерта - компанией World Stage International Production