18 декабря в зале "Смоларш" Тель-Авивского университета в концерте "Зимний коллаж" замечательный грузинский бас Паата Бурчуладзе и не менее замечательная израильская сопрано Лариса Татуева выступят с Израильским оркестром солистов.
Я попросил создателя, художественного руководителя и дирижера этого коллектива, профессора Иерусалимской академии музыки и танца Евгения Цирлина рассказать о самом оркестре и его новой программе.
- Оркестров в Израиле не так уж мало для такой небольшой страны. И возникновение нового вызывает вопрос: зачем, с какой целью?
- Прежде всего, я считаю, что оркестров слишком много быть не может. Пусть лучше будет на один оркестр больше, а на одну пушку меньше. Хотя понимаю, увы, что пушки нам пока тоже нужны. Но в идеале хотелось бы, чтобы необходимость в оружии потихоньку отпадала, а потребность в оркестрах росла.
- Прошлый ваш концерт прошел в сентябре.
- В том-то и фокус! Наш оркестр не постоянный, он собирается только под определенные программы. И объединяются в нем лучшие музыканты практически из всех израильских оркестров. У такого коллектива есть свои плюсы. В нем невозможны коллизии, которые рано или поздно возникают во всех постоянных профессиональных оркестрах. Музыкант свободен: не хочет - не приходит к нам. Никакого штатного расписания, никаких внутренних конкурсов... Мы собираемся на три дня и потом на три месяца расстаемся. Для конфликтов просто нет времени. Кроме того, на ту программу которую мы играем, некоторые музыканты не могут даже рассчитывать в своих коллективах. Скажем, к нам приходят люди из камерных оркестров, где вряд ли сыграют 4-ю симфонию Брамса или отрывки из опер Пуччини или Верди.
- На первый свой концерт Вы пригласили в качестве солиста Максима Венгерова. Сейчас - Бурчуладзе и Татуева. Именитый солист - это способ привлечения публики или собственно музыкантская потребность?
- И то и другое. Понятно, что прославленное имя привлекает публику. Не вижу в этом ничего зазорного. Мы ведь для слушателей и играем, а не для пустого зала. В постоянных оркестрах тоже стремятся пригласить в качестве солиста человека с именем. И в то же время творческое общение с выдающимся музыкантом не только приятно мне и оркестру, но и подымает тонус. Я в этом убедился уже на первой программе.
- Первая программа была сугубо традиционной: оркестровая увертюра, концерт для скрипки с оркестром, симфония. А какова идея второй?
- Как известно, в Европе давно существует практика новогодних концертов, проводимых 31 декабря. В них звучат шедевры легкой классической музыки, талантливые и в то же время в лучшем смысле слова суперпопулярные. Наш концерт состоится 18 декабря, поэтому мы его назвали нейтрально - "Зимний коллаж". Но принцип построения программы тот же. В таком концерте невозможно обойтись без музыки венского "короля вальса" Иоганна Штрауса. Его произведения и составят основу второго отделения. Поскольку приглашен Паата Бурчуладзе, прозвучат самые знаменитые басовые арии. И оркестровые пьесы, которые с ними как бы перекликаются. Например, он споет арию Гремина из "Евгения Онегина" Чайковского, а мы сыграем полонез из той же оперы и па-де-де из балета Чайковского "Щелкунчик". Он - арию из "Севильского цирюльника" Россини, мы - увертюру к опере "Синьор Брускино" того же автора. Кроме Пааты, который исполнит еще арии из опер Верди "Дон Карлос" и "Аттила", в нашем концерте участвует чудесная певица Лариса Татуева. Она споет Вальс Мюзетты из "Богемы" Пуччини. Ну и грешно было бы не представить ансамбль двух таких вокалистов, поэтому в программе появился дуэт из оперы Моцарта "Дон Жуан". Присутствуют у нас и оркестровые "хиты": "Венгерские танцы" Брамса. "Сюрприз" Полторацкого из репертуара "Виртуозов Москвы", Вальс из "Лебединого озера" Чайковского. Будут и всяческие забавные сюрпризы, но о них, естественно, заранее говорить не буду.
- Со всякой сборной командой работать нелегко, что в спорте, что в музыке. Люди разные, привыкли к разным стилям работы, разным составам - симфоническим, камерным...
- Перед первой нашей программой у меня были определенные опасения. Но никаких проблем не возникло. Я постарался максимально подготовить нотный материал, чтобы приятно было взять его в руки, разметить все штрихи и нюансы, чтобы мы сразу могли начать работать над музыкой, а не сверять текст. Это вообще мой принцип. Ведь в чем, грубо говоря, заключается работа дирижера? Он постоянно делает музыкантам замечания: то не так, это не так. Поэтому то, что дирижер со своей стороны должен и может приготовить заранее, он обязан сделать стопроцентно. Тогда и работа идет споро. И самое главное, это помогает наладить контакт с музыкантами. Я сам в прошлом оркестрант, поэтому знаю подводные камни репетиционного процесса с обеих точек зрения.
- А как Вы подбирает оркестрантов?
- За годы работы в Израиле я узнал очень многих. Кроме того, у меня замечательный директор оркестра, Арье Кауфман, тоже оркестрант, музыкальный инспектор оркестра "Симфонет - Раанана". Он знает практически всех людей этой профессии в стране.
- В прошлый раз Вы не пригласили музыкантов из Израильского филармонического оркестра, потому что они были на гастролях. А сейчас?
- В этот раз есть оркестранты и из ИФО. Это значит, что молва после первого нашего выступления была вполне благоприятная. И надеюсь, все будет хорошо и теперь.
- Вы уже представляете себе контуры третьей программы?
- Представляю, но говорить об этом рано. Чтобы успешно воплотиться, идея, как известно, должна овладеть массами. Поживем - увидим.
Беседовал Виктор Лихт.
«Зимний коллаж»
Концерт оперного баса Пааты Бурчуладзе и Израильского оркестра солистов (дирижер - Евгений Цирлин) с участием сопрано Ларисы Татуевой.
Тель-Авив, зал "Смолларш" (тель-авивский университет), 18 декабря, 20.30
Билеты субсидированы
Заказ билетов в Интернет-кассе
Фото предоставлено организаторами концерта - компанией World Stage International Production