18 декабря в зале "Смоларш" Тель-Авивского университета в концерте "Зимний коллаж" замечательная израильская певица Лариса Татуева выступит вместе с грузинским басом Паатой Бурчуладзе и Израильским оркестром солистов под управлением профессора Иерусалимской академии музыки и танца Евгения Цирлина. В преддверии этого события выяснилось, что она почти не бывает дома: спектакли, концерты, преподавательская работа...
- Лариса, в последнее время Вы, не оставляя оперной сцены и имея в активе приглашения из лучших театров мира, все чаще выступаете в концертах, симфонических и камерных. Чем вас как музыканта привлекает этот род деятельности?
- Ну, во-первых, это возможность расширить свой репертуар, а соответственно, и исполнительский кругозор. Во-вторых, и это, быть может, даже главное для меня, тут другой род общения с публикой. В опере ты отгорожена от зала оркестром, у тебя партнеры по сцене, с которыми надо общаться, к тому же ты в образе, вся погружена в жизнь той героини, роль которой в данный момент даже не исполняешь, а проживаешь. Тут не до публики. А в концерте я общаюсь с залом глаза в глаза. Это совсем другое и очень волнующее ощущение. Раньше все мое время заполняла опера, почти не оставалось времени для концертов. А сейчас появилось много конкретных предложений и в концертной сфере, и я стараюсь не упустить этот шанс. Не так давно участвовала в Пармском фестивале камерной музыки, который проходил в знаменитой Пармской обители. Там было много музыкантов, в частности певцов из "Ла Скала". У меня была серия концертов в США, и в ближайшее время предстоят выступления в Нью-Йорке...
- Вы сейчас много преподаете. У Вас есть свой класс?
- Да, в Иерусалимской академии музыки, и довольно большой. Кроме того я работаю с молодыми певцами в студии при Израильской опере. Получаю огромное удовольствие. Мне нравится сам процесс, и к тому же, кажется, у меня неплохо получается. Во всяком случае, уже несколько моих учеников получили приглашения на серьезные роли в разных театрах.
- Вашу последнюю по времени работу в оперном театре, роль Катерины Измайловой в опере Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", в прессе назвали не просто вокальной и артистической удачей, а достижением шаляпинского масштаба.
- Оценка - дело критики и публики. Сама о себе я могу сказать только то, что я много лет шла к этой роли, мечтала о ней. Началось еще с юности, когда я нашла в родительской библиотеке повесть Лескова. Мне так захотелось сыграть ее героиню! Потом выяснилось, что есть опера на этот сюжет, причем гениальная. Но поначалу, когда мне предлагали роль главной героини в ней, я отказывалась, считала, что еще не готова внутренне, не доросла. А тут я, наконец, что называется, созрела - и получила приглашение из Израильской оперы. Так что для меня это не просто очередная партия, а роль, к которой я, можно сказать, готовилась всю предыдущую жизнь. Жила ею, дышала ею. И, кажется, у меня действительно получилось.
- В вашем активе сейчас едва ли не все ведущие главные сопрановые партии мирового оперного репертуара. А есть что-то, что еще не сыграно, но хотелось бы?
- Знаете, мне действительно повезло. Как-то так сложилось, что я была востребована и довольно быстро освоила большой репертуар. Недда, Тоска, Баттерфляй, Манон, Амелия, Дездемона, Русалка в опере Дворжака, Маргарита, Татьяна, Лиза... Теперь вот еще и Катерина. Да я просто счастливый человек! А о чем мечтаю? Ну, во-первых, я получила предложение исполнить роль Аиды в нескольких театрах. Во-вторых, можно было бы расширить свой русский оперный репертуар, пока у меня есть роли только в "Онегине", "Пиковой даме" и "Леди Макбет". В-третьих, очень хотелось бы повторить "Норму", я пока спела ее только один раз в Израильской опере, и это было так здорово! Знаете, когда я пою арию "Casta Diva", у меня просто сердце замирает.
- Вы появляетесь в Израильской опере не чаще чем два-три раза в сезон...
- По-моему, чаще и не стоит. А то можно надоесть публике. На мне и так 16 сезонов был весь ведущий сопрановый репертуар. А сейчас появились молодые талантливые певицы. Им тоже надо дать дорогу.
- Вы не раз выступали вместе с Паатой Бурчуладзе, который тоже участвует в предстоящем тель-авивском концерте.
- Да, мы пели с ним в двух операх Верди, "Аттила" и "Симон Бокканегра", в "Мефистофеле" Бойто, в Реквиеме того же Верди (кстати, обожаю это произведение!), в разных концертных программах. Паата - большой певец, большой артист, большой человек. Встреча с ним всегда праздник. Между прочим, с ним связан один из самых волнующих случаев в моей жизни. Как-то спектакль, в котором мы оба участвовали, выпал на мой день рождения. И Паата неожиданно для меня вышел на авансцену и объявил об этом публике. И весь зал хором спел мне "Happy birthday"! Ну скажите, разве это не счастье?
Беседовал Виктор Лихт.
«Зимний коллаж»
Концерт оперного баса Пааты Бурчуладзе и Израильского оркестра солистов (дирижер - Евгений Цирлин) с участием сопрано Ларисы Татуевой.
Тель-Авив, зал "Смолларш" (тель-авивский университет), 18 декабря, 20.30
Билеты субсидированы – цена от 99 шекелей.
Заказ билетов в Интернет-кассе
Фото предоставлено организаторами концерта - компанией World Stage International Production