В конце декабря одновременно в Музее Израиля в Иерусалиме и в Центре современного искусства "Калишер" в Тель-Авиве открылись выставки, посвященные памяти израильской танцовщицы и хореографа Ноа Эшколь, основавшей группу "Камерный танец" и придумавшую язык письменности танца "Эшколь-Вакман".
Памяти Ноа Эшколь посвящена также одна из последних работ ансамбля "Бат-Шева" – "Поле 21". Одновременно с выставками о Ноа Эшколь, ее группа проводит семинары и мастер-классы движения Ноа Эшколь и дает вечера ее хореографии "Сюита. Тема и вариации", который будут представлены группой "Камерный танец" в студии "Варда" ансамбля "Бат-Шева" 12 и 13 января и 3 и 4 февраля в тель-авивском балетном Центре Сузан Далаль.
После каждого выступления пройдет беседа с участниками группы "Камерный танце, рассказывающими о письменности танца "Эшколь-Вакман" и о самой Ноа Эшколь – хореографе, подчеркивавшей в своих работах эстетику чистого движения, красоту композиции, не признававшую сценических эффектов – пышных декораций, ярких костюмов, иногда отрицающую даже музыку, признающую только звук метронома. Танец – как говорила Ноа Эшколь - изысканный вид искусства. Отсутствие музыки – то, что удивляет больше всего в ее балетах (как иногда и в постановках "Бат-Шевы"). Но композиция танца Ноа Эшколь выстроена таким образом, что музыку можно "увидеть".
Эшколь сравнивала человеческое тело с оркестром, а каждый его орган с определенным музыкальным инструментом. Художественный руководитель "Бат-Шевы" Охад Нагарин в немалой степени унаследовал эти представления. Музыка их танца заключена в рисунке и композиции движения. Ноа Эшколь использовала для своей хореографии законы построения музыкальных композиций – такие, как фуга, сюита или канон. Она выстраивала отношения между танцорами в движении так же, как строят музыкальное произведение. Благодаря необычному подходу к композиции Эшколь создала уникальный красивый танец, интересный не только публике, но и профессионалам – и потому ансамбль "Бат-Шева" предоставил свою студию ее группе "Камерный танец", в которую входя как немолодые танцовщики, работавшие с Ноа Эшколь, (в том числе и первые исполнители ее хореографии), так и молодые участники "Камерного танца".
"Личность, хореография и философия Ноа Эшколь - поразительный пример для каждого танцора. А для ансамбля "Бат-Шева" - большая честь способствовать тому, чтобы танец Ноа Эшколь увидели зрители нового поколения, – сказал Охад Нагарин, посвятивший свой последний балет "Поле 21" памяти Ноа Эшколь. - Не будет преувеличением отметить, что все мое творчество посвящено Ноа Эшколь, хореография которой заворожила меня еще в детстве, когда я наблюдал за тем, как моя мать тренируется по системе Эшколь, и позже, в юности, когда я увидел выступления группы "Камерный танец". Огромная благодарность от меня и от имени всего балетного сообщества Ноа Эшколь, показавшей, что танец не зависит от музыки, доказвшей что даже без общего замысла или сюжета танец может быть прекрасным, порождая редкие по красоте моменты движения".
Группа "Камерный танец" при поддержке ансамбля "Бат-Шева".
"Сюита. Тема и вариации".
Тель-Авивский балетный центр Сузан Далаль.
12 января, четверг, 19. 30; 13 января, пятница, 14.30. 3 февраля, пятница, 14.30, 4 февраля, суббота, 20.00.
С 25 по 28 января в центр Сузан Далаль будет показана работа ансамбля"Бат-Шева" "Поле 21", посвященная памяти Ноа Эшколь.
Премьера новой двойной программы ансамбля "Бат-Шева" (хореографы – Ясмин Годдар и Шарон Эяль) "Работа свободы" и "The Toxic Exotic Disappearance Act" – пройдет с 5 по 7 января и с 18 по 20 января.
Сайт ансамбля "Бат-Шева":
http://batsheva.co.il
Сайт Центра Сузан Далаль
http://www.suzannedellal.org.il