«Запретить! Нельзя показывать!» – так сказали в 1917-м году Александру Таирову российские цензоры, не разрешившие постановку пьесы австрийского драматурга Рудольфа Лотара "Король-Арлекин".
История о шуте-лицедее, который занял на троне место умершего Короля и убитого Принца, в революционном Петрограде пришлась не ко двору. Так же говорили цензоры и после революции и властные структуры в других странах, испугавшиеся темы "Творец и власть".
Через 100 с лишним лет после создания пьесы, этот спектакль поставил в Москве Роман Виктюк, не признающий никакие запреты и умеющий преодолевать любые препоны, обходящий все штампы и посвятивший этот многоплановый спектакль великой танцовщице и хореографу Пине Бауш: действие перенесено в "Кафе Мюллер" из ее одноименного балета, в спектакле много хореографии, в декорациях используются фотографии Бауш.
«Король-Арлекин» - программная, «фирменная» постановка театра - история об актере, притворившемся королем, о лицедействе и власти. К таировской постановке отсылает конструкция, выстроенная на заднем плане главным художником театра Владимиром Боером, вызывающая ассоциации с авангардными работами Александры Экстер, оформившей несколько ключевых спектаклей Камерного театра. Одновременно, «Король-Арлекин» - это декадентская мистерия, опирающаяся на традиции итальянской комедии дель'арте. Бродячие актеры - Арлекин (Дмитрий Бозин), Панталеоне (Игорь Неведров), Коломбина и Скапино - принимают самое деятельное участие в жизни королевского двора, ведущего затяжную войну с Генуей. Но свою интригу и свою комедию дель'арте Виктюк разыгрывает в антураже кабаре 1910-20-х годов, не забывая о воздушной акробатике и даже поставив актеров на ходули (которые актеры ис¬поль¬зу¬ют не толь¬ко по на¬зна¬че¬нию, но и как оружие), исследуя в этом парадоксальном антураже природу власти и сопоставляя ее с природой творчества.
Старая притча оказалась современна. Свойственные театру Романа Виктюка карикатурность, гротеск и ирония оттеняют серьезность темы, ее актуальность и множество ассоциаций. «Лишь тот король, кто чувствует себя королем, кем бы он ни был... даже шутом».
Театр Романа Виктюка
18-22 января 2012
"Король-Арлекин" по пьесе Рудольфа Лотара
Постановка, режиссура и музыкальное оформление - Роман Виктюк.
Сценография - Владимир Бойер.
В ролях: Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Иван Ипатко, Александр Дзюба, Анна Подсвирова, Кирилл Рубцов, Евгения Соляных, Алексей Скляренко, Юрий Горин, Глеб Исаев.
Ашкелон, 18 января, среда, Гейхал ха-Тарбут, 20.00
Хайфа, 19 января, четверг, зал «Аудиториум», 20.00
Беэр-Шева, 20 января, пятница, Гейхал ха-Тарбут, 20.00
Тель-Авив, 21 января, суббота, театр "Гешер" - зал "Нога", 20.00
Дополнительный спектакль: Тель-Авив, 22 января, воскресенье, театр "Гешер" - зал "Нога", 20.00
Заказ билетов в Интернет-кассе
Фото – сцена из спектакля предоставлена пресс-службой Театра Романа Виктюка