Ноа Таршиш –директор музея Мане Каца в Хайфе. В течение 35 лет она организовала в музее более 75 различных выставок, но настоящим итогом своей деятельности она считает книгу «Мане Кац. Украина-Париж-Израиль», вышедшую недавно под ее редакцией.
Книга представляет собой поистине монументальный труд: во-первых, книга великолепно издана и богато иллюстрирована на радость коллекционерам и любителям качественной книжной продукции, во-вторых, Ноа Таршиш подготовила ее с любовью к главному герою лично и к живописи в целом.
Вообще, Мане Кац – личность непростого характера, признается Ноа Таршиш, исследователь его творчества в течение трех десятилетий. Он родился в Кременчуге, учился в Миргороде, Киеве, Вильно. Во время гражданской войны бежал от погромов в Харьков, где стал членом известной группы авангардистов «Группа трех», создателей альбома «Семь плюс три». В Харькове прошла первая персональная выставка художника, на которой он представил портреты и работы на еврейскую тематику, в том числе, свою известную работу «Неживая природа», на которой изображен лист раскрытого Талмуда с портретом основателя Хаббада Раввина Шниора Зальмана.
Мане Кац был не только известным художником, но и коллекционером произведений еврейского искусства и иудаики. С тех пор, как Мане Кац поселился в доме на Кармеле в Хайфе, он мечтал о том, чтобы передать свою коллекцию будущим поколениям еврейской молодежи. Еще в конце 50-х годов прошлого века Мане Кац в одном из интервью прессе сказал: «Студия, предоставленная мне (в Израиле) станет музеем, в который будут переданы мои работы и коллекция. Молодые люди посетят музей и увидят синагогальные подсвечники 18-го столетия из Польши и ковер – произведение еврейского искусства, и возможно, им даже придет в голову мысль о невысоком человеке, который когда-то начал собирать свою коллекцию, будучи без гроша в кармане».
Именно Мане Кац заложил традицию сохранения атрибутики и обычаев еврейского национального искусства, которую отразили в своем творчестве Альтман, Шагал и другие великие мастера еврейского происхождения. Вообще же, Мане Кац представляет собой целую эпоху в истории живописи – знаменитой парижской школы импрессионистов. Все это делает книгу о нем летописью поколения художников-импрессионистов, среди которых было немало талантливых «самородков» из еврейских местечек. Они тянулись к знаниям и к искусству, их путь лежал через «черту оседлости» в Париж. Книга «Мане Кац. Украина-Париж-Эрец Исраэль» под редакцией Ноа Таршиш рассказывает об удивительном пути «еврейского импрессиониста» к его последнему дому на горе Кармель. В 1977 году дом-студия, где жил и работал Мане Кац, стал музеем, национальным достоянием и культурной достопримечательностью современного Израиля.
Татьяна Климович