Ксения Светлова: «18 дней – это не более, чем историческая секунда, однако, этой секунды хватило для того, чтобы изменить незыблемое и направить историю Египта в другое русло».
Профессия журналиста предполагает постоянную готовность и желание быть в гуще событий, в центре урагана, всегда чувствовать пульс времени и жить на чемоданах. Особенно это верно для тележурналистов, которые освещают горячие точки планеты. Многие коллеги Джона Алперта и Мэттью О'Нейла поплатились жизнью за стремление всегда и всюду успевать первыми, но авторам документального фильма «18 дней» ("In Tahrir Square") повезло.
Этот фильм был удостоен премии «Эмми», поскольку представил наиболее полную и подробную хронику событий годичной давности в Египте. Репортажи с места событий поражают своей достоверностью. Журналистам удалось в течение 18 дней египетского переворота запечатлеть самые неожиданные и достоверные аспекты, лица, голоса, звуки и пейзажи. Крупные и дальние планы сменяют друг друга, перемежаясь с аналитическими вставками, интервью с участниками событий и теми, кто на время съемок еще не мог предположить, чем закончится для арабского мира да и для всех нас эта демонстрация на главной площади Каира.
Один из главных героев фильма - молодой журналист египетско-американского происхождения. Именно с его помощью создателям фильма удалось проникнуть на площадь, понять малейшие нюансы происходящего на арабском и других языках и наречиях.
Известный израильский политолог Ксения Светлова, специалист по процессам, происходящим в арабском мире, посмотрела фильм до его официальной премьеры в Израиле, которая состоится 6 февраля в 22.00 на телеканале yes Доку. Вот ее комментарий:
"25 января 2011 года десятки тысяч молодых египтян вышли на площадь Тахрир с требованием перемен и реформ. Эти требования не раз звучали и раньше, ведь за шесть лет, предшествовавших "тахрирским событиям", в Египте прошло свыше 3000 акций протеста, демонстраций и забастовок. Однако впервые за многие десятилетия эти требования зазвучали во весь голос. Египетское государственное телевидение не уделило демонстрации 25 января особенного внимания, а египетские дипломаты по всему миру, в том числе, и в Израиле, объясняли представителям СМИ, что "ситуация находится под контролем".
Волнения распространились по всей стране со скоростью лесного пожара, а на вершине пирамиды по-прежнему занмиались самогипнозом. С улиц городов исчезла полиция, возникли народные дружины, которые охраняли районы. Поползли слухи, пересуды, родились мифы и легенды. Прямые эфиры западных и арабских телеканалов показывали одну картину, египетские СМИ, контролируемые режимом, другую.
Одна площадь, свыше миллиона египтян и бессчетное количество версий о том, что именно произошло за эти 18 дней на площади Тахрир. 18 дней – это не более, чем историческая секунда, однако, этой секунды хватило для того, чтобы изменить незыблемое и направить историю Египта в другое русло.
Почему именно эта революция стала бескровной? Кем были участники демонстраций? Когда и при каких обстоятельствах началось братание солдат с демонстранстами и отход военной верхушки от павшего "фараона"? И самое главное: какое влияние окажут эти драматические события на будущее Ближнего Востока? Возможно, если попытаться внимательно вглядеться в самый центр гигантской вращающейся воронки под названием "Тахрир", можно рассмотреть и тех, кто стоял у истоков египетской революции, и других, кто с нетерпением ждал ее окончания на боковых улицах, и в конце увидеть что-то неуловимое, что ускользнуло от цепкого, но одновременно и поверхностного взгляда репортеров и фотографов. Год спустя после начала египетской революции фильм "18 дней" возвращает зрителей на историческую площадь, которая стала символом новой эры в истории древней страны".
Фильм «18 дней» будет транслироваться 6 февраля в 22.00 на канале yes Доку.