FURO – это надо попробовать, увидеть, услышать и прочувствовать. Удивительная постановка FURO – ожившая анимэ, трехмерный комикс-манга в исполнении «Бат-Шевы», балетная инсталляция анимации.
Придумали этот новый жанр хореограф Охад Нагарин и японская художница видео-арта Табаимо (Аяко Табата) и впервые представили FURO израильтянам в 2008 году в специально построенном тогда павильоне в тель-авивском порту. Павильон разобрали, но публика требует повторения шоу, которое возобновляется и будет показано вновь в зале «Варда» в тель-авивском Центре Сузан Далаль в рамках мероприятий, приуроченных к 60-летию дипломатических отношений между Японией и Израилем.
FURO будет исполнено с 15 по 26 марта ежедневно с 19.00 до 22.30 и по пятницам с 11.00 до 14.30 - пять раз в течение четырех часов ежевечерне в непрерывном loop-показе по 45 минут. Дуэты танцовщиков будут меняться каждые 45 минут. Публике можно и даже нужно для более ярких впечатлений входить и выходить во время действия, что позволяет увидеть одни и те же отрывки FURO, исполняемые разными парами танцовщиков «Бат-Шевы». На трех стенах студии «Варда», на трех экранах проецируются анимационный фильм Табаимо, обновленная версия ее работы 2004 года – рисованная в стиле «манга» традиционная японская баня фуро.
FURO – это работа внежанровая и многоплановая, знакомящая зрителей с культурой Японии, комбинирующая искусство анимации Табаимо с живым танцем и хореографией Нагарина. Даже тому, кто хорошо знаком с японскими комиксами манга, традициями анимэ, с современной японской анимацией и с балетными постановками «Бат-Шевы» трудно представить, что такое FURO. А еще это два сцепившихся борца сумо, чувственные танцоры, мерно, как маятники, ритмично двигающиеся между 60 банными ярко-желтыми шайками, вороны, полицейские, человек, сдирающий с себя слои кожи, словно лишнюю одежду, синхронно танцующие пары, женщина-гигант, младенец, спрятанный в выдвижном ящике, женщины в о-фуро – японской бане, волки, стаей вылетающие из бассейна. Плеск воды. Голоса. Музыка. И анимация, выплескивающаяся в зал с экранов и подхватываемая танцовщиками в живом движении
История создания FURO такова: Охад Нагарин увидел в галерее в Челси в Нью-Йорке одну из анимационных работ Табаямо «Японская баня». Позже этот ролик видео-арта демонстрировался в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке «Восходит солнце, растворяется луна», где присутствовала и сама Аяко Табата. Нагарин использовал этот видео-арт, как анимационный рассказ, на основе которого он создал рассказ хореографический – увлекательный, точный и иной.
Табаимо – одна из самых любопытных на сегодня японских художников. На последнем 54-м венецианском биеннале в 2011-м году Аяко Табата оформила японский павильон и представила свою новую работу, после чего ее творчество назвали «сумрачной стороной японского искусства». Сумрачный, странный внутренний мир работ – абстрактных, сюрреалистических, беспокойных, - критикующих японское общество, используя для этого японские же традиционные образы и понятия, черный юмор, абсурд и приемы комиксов-манга. Она манипулирует образами-символами, как Нагарин – танцовщиками .
Сны о Японии не оставляют Охада Нагарина, как-то признавшегося, что его мечта – переехать на какой-нибудь дальний остров Рюкю. Возможно, что поначалу именно во сне он и увидел FURO – еще до того как увидел наяву, сначала рисованным в видео-арте Табаямо, вместе с которой и создал жанр FURO. Из размытых часов представлений следует, что FURO – не чистый балет, а некое действие, в котором надо поучаствовать, чтобы прочувствовать его изнутри. И главное: FURO доказательство того, что те, кто считает будто они уже все видели и все давно знают, ошибаются. «Искусство бесконечно. Кто сомневается – знайте: в город приехал хореограф Охад Нагарин со своим ансамблем, непредвзятым отношением к жизни и широким взглядом на искусство» – так писали газеты в Стокгольме после мировой премьеры в Швеции FURO в марте 2006 года. FURO возник как спектакль по заказу Еврейского театра Стокгольма. Еврейский театр в Швеции – не традиционный идишский, а экспериментальный. Ежегодно в его зале показываются оригинальные заказные постановки, высокотехнологичные и межжанровые. FURO, как баня шайками, наполнен технологией: видеоэкраны, проекторы и прожекторы, вращающаяся сцена, динамики, освещение сверху и снизу, эффекты, шумы, Япония, манга. Всем управляет компьютер, а танцовщиками руководит фантазия. Этот анимационно-балетный спектакль-манга показывался в Стокгольме несколько месяцев, позже покатился по мировым фестивалям, а в 2008 году был, как уже сказано, представлен в тель-авивском порту
Саундтрек FURO составлен Охадом Бишопом, постоянно работающем с «Бат-Шевой». Костюмы для тель-авивского варианта сделаны Мирит Вайншток, Сасоном Кедемом, Эллой Розенберг и Шарон Эяль. Видео-арт Табаимо был инспирирован гравюрой 19 века и искусством манга - японских комиксов. Получилась рисованная анимация, традиционная японская купальня в новом преломлении, населенная борцами сумо, рыбами и птицами, фигурами, возникающими из пара над бассейном и образами, в этот же бассейн погружающимися. По просьбе Охада Нагарина Табаимо добавила несколько новых эпизодов к варианту 2004 года и заново смонтировала видео-ролик. Перед экранами на высокой вращающейся сцене близко к публике стоит пара танцовщиков. Смена каждого дуэта – 45 минут, после loop, в танце, как часть хореографического перехода, пара меняется.
Часы представления FURO в студии «Варда» в тель-авивском Центре Сузан Далаль:
16 марта, четверг, 17 марта, суббота, 18 марта, воскресенье, 19 марта, понедельник, 20 марта, вторник, 21 марта, среда, 26 марта, понедельник: с 19.00 до 20.30, с 20.00 до 21.30, с 21.00 до 22.30.
23 марта, пятница: с 11.00 до 12.30, с 12.00 до 13.30, с 13.00 до 14.30.
24 марта, суббота: с 16-30 до 18-00, с 17.30 до 19.00, с 18.30 до 20.00 и с 19.30 до 21.00.
В FURO продолжительность действия определяют сами зрители: спектакль идет в режиме повторения 45-минутного «loop» в течение вечера
Маша Хинич.
Фото Гади Дагона предоставлено пресс-службой ансамбля «Бат-Шева»