Первая выставка подобного рода в стране – Музей Эрец-Исраэль - 6 марта – 16 июня 2012
Впервые в Израиле организована репрезентативная выставка, посвященная одному виду спорта – и какому – самому любимому почти всеми (исключения встречаются всегда) – футболу.
Традиция гласит, что первые чемпионаты – первые организованные игры по футболу – проходили в Яффо и в Реховоте в 1912 году. За прошедший век футбол занял центральное место в израильском спорте. В определенной мере, развитие футбола в Израиле отразило развитие страны в политической, общественной, экономической и культурной сферах. И в немалой степени – в литературной. Футбол вошел в литературу Израиля как отдельный особый персонаж.
Футбольное поле в Израиле – это не просто спортивная площадка, а арена для выражения солидарности и поддержки. Место для местных бурь, вражды, дружбы, для выражения горячих и страстных эмоций, сочувствия и неприязни. Футбол – это зрелищные моменты и горькие разочарования, это имена, деньги и история.
Выставка «Чемпион!» в Музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве рассказывает о героях израильского футбола, о знаменитых футболистах, известных тренерах, судьях, болельщиках, футбольных функционерах, спортивных журналистах, бизнесменах мяча и о многом другом, чем окружен футбол в Израиле.
Особый «Зал славы» посвящен легендам израильского футбола - Ходорову, Стельмаху, Шпигелю, Глезеру, Охане, Равиво, Ави Коэну, Банаюну, Берковичу и другим. И даже если вам не известны эти имена, то восхищает отношение к ним другим. Выставка – это попытка взглянуть на футбол иначе, по-новому. И потому ее экспозиция построена не только вокруг самого газона спортивной арены, имен игроков и наиболее ярких игр, но и как рассказ о «12-м игроке» - о болельщиках, о тех людях, которые привнесли в израильской футбол свою энергию и восхищение, и стали неотъемлемой частью футбольной культуры
Без настоящих болельщиков нет настоящего футбола – и потому на выставке представлены плакаты, фотографии, любительские фильмы; звучат песни болельщиков, ставшие футбольным фольклором, некоторые из которых превратились в едва ли не мистические амулеты команд и стали частью футбольного церемониального ритуала.
Выставка также рассказывает много любопытного о роли СМИ в израильском футболе и о том, как средства массовой информации развивались вместе с этим видом спорта: исторические радиотрансляции, ставшие частью спортивной мифологии; знаменитые высказывания, превратившиеся в коллективную коллекции цитат; поначалу черно-белое, а затем цветное телевещание, приковавшее на время важных матчей к телевизорам всю страну. Интернет, трехмерное изображение, просмотры игр по мобильным телефонам – правила игры остаются прежними, а информационные технологии идут вперед.
Футбольной матч мог не только заставить всю страну замереть в ожидании года - футбол во многом повлиял на искусство и культуру, дизайн и литературу. Влияние это динамично и взаимно, так что футбол явно стал междисциплинарным явлением. Футбольный слэнг даже обсуждался в Академии языка иврит, а израильские дизайнеры придумали футбольный мяч, слепленный из кип-ермолок и салатницу в виде газона футбольного поля. А художник Итамар Шимшони представляет видео-ролик, где знаменитые спортивные комментаторы Дани Дворин и Зоир Бахалуль «переводят» художественный текст на футбольный слэнг, столь глубоко вошедший в иврит.
Ностальгия стала уже привычкой, ностальгия по прежним футбольным звездам и знаменитым командам превратилась в часть этой привычки, в часть истории, отраженной на выставке, где немало внимания уделено и футбольной политике – от сионистских обществ любителей спорта до использования спорта в политических компаниях и пропаганде. Ныне привычно и разбивать мифы – потому на выставке предлагается по-новому взглянуть на игры, бывшие историческими вехами, в том числе и на игру 1956 года против сборной СССР на стадионе в Рамат-Гане и на единственный Мондиаль – чемпионат мира 1970-го года в Мексике, - в котором участвовала сборная Израиля.
Куратор выставки Дана Хеллер предлагает увидеть футбольное поле с двух точек зрения: с точки зрении стороннего наблюдателя – взгляд с трибун на поле, и второй – с точки зрения непосредственных участников игры - с арены на болельщиков и на все, что происходит вокруг. Она объединяет две точки зрения с помощью материалов, найденных в книгах, периодике, академических исследованиях, использую документы об исторических матчах, а также через рассказы болельщиков, любительские фотографии, видеофильмы, найденные у фанатов команд. Потому на выставке немало и «личных» моментов, как будто снятых скрытой камерой. И личных вещей – фотографий из частных альбомов, маек с эмблемами клубов, мячей с автографами, кубков, вырезок из газет, ценные и памятные вещи из футбольных клубов и команд за прошедший век, и команд, сделавших значительный рывок - «Ха-Поэль» Петах-Тиква, «Маккаби» Яффо, Бней-Сахнин. Немало здесь и архивных фильмов, старых радио-записей, и, конечно, записей со скетчами и пародиями на тех, кто считает, что главное слово это - «гол»!